Мы публикуем список 100 богатейших бизнесменов России уже в седьмой раз. Но только в этом году решили задаться вопросом: а как, собственно, каждый из участников «Золотой сотни» заработал свой первый миллион? И шире — о ком из них можно сказать «создал собственный бизнес»?
Выяснилось следующее. Основа состояния большинства богатейших россиян (64 из 100) — промышленные активы, созданные еще при СССР. Эту группу можно разбить на две части. Одни участники списка шагнули в современную финансовую элиту из элиты советской: будучи руководителями предприятий, они ухватились за возможность приватизировать собственность и стали в итоге крупными акционерами своих компаний (как Алекперов в «Лукойле» или Рашников на «Магнитке»). Всего таких предпринимателей в нашем списке 12. Не так уж много.
Вторую группу внутри промышленников составляют те, кто начинал бизнес с торговли или мелкого производства. Прохоров «варил» джинсы, Абрамович торговал резиновыми игрушками, Усманов делал пластиковые пакеты, Иванишвили (и многие другие) импортировал компьютеры. Сколотив первый капитал, они начали скупать акции приватизируемых компаний. Кто-то до сих пор владеет гигантской промышленной собственностью, кто-то выгодно продал ее. Эта группа — основа списка.
Наконец, есть еще 36 человек, в капитале которых советские промышленные активы не превалируют. У некоторых (как у Галицкого с Тарико) их нет вовсе. У пяти миллиардеров из «Альфы» стоимость созданного с нуля бизнеса (сотовые операторы, банк, розничные сети) составляет более половины капитала, перевешивая стоимость нефтяного бизнеса… Среди этих 36 как минимум девять имели специфический административный ресурс. Троих (Евтушенкова, Батурину, Бородина) можно отнести к московской гвардии. Четверо — путинский призыв: Тимченко, Ковальчук, братья Ротенберги. Рахимкулов — бывший газпромовский босс, а Манасир поднялся на заказах «Газпрома».
Остается 27 человек. Так что, когда в следующий раз вы услышите, будто «олигархи украли народную собственность», можете смело ответить: каждый четвертый из списка Forbes построил свой бизнес с нуля.
— Максим Кашулинский