Вы не знакомы лично с директором фирмы-поставщика? Это повод для налоговых претензий.
Биография Николая Макеева, генерального директора предприятия «Юрьев-Польский завод «Промсвязь» (Владимирская область), выпускающего оборудование для телекоммуникационной аппаратуры, — российское воплощение американской мечты. На завод он пришел рабочим после службы в армии, вырос до зама по снабжению, а потом стал директором и совладельцем. Первый мой вопрос к Николаю: как это возможно?
«Ну как? Учился и работал. А когда работаешь, двигают», — говорит он. Приватизация завода прошла по революционным законам — по инициативе снизу. Когда в 1992 году на ведомственном предприятии Минсвязи перестали платить зарплату, рабочие (около 1000 человек) взбунтовались, сколотили инициативную группу, которая направилась в еще существовавший профсоюз при министерстве. Там они заявили, что сами справятся с управлением заводом. Профсоюз разрешил. Директором рабочие выбрали Макеева, поскольку он разбирался и в производстве, и в сбыте.
Завод производит системы бесперебойного питания, конверторы, стабилизаторы, коммутационно-распределительное оборудование. Производство сложное, управлять таким, подумала я, не всякий выпускник MBA сможет. Наверное, для этого нужно действительно всю жизнь здесь проработать и заслужить доверие коллектива. Дела у предприятия, пустившегося в самостоятельное плавание, шли неплохо. Телекоммуникационные компании, чей бизнес бурно рос, обеспечили постоянные заказы. Но завод ни разу не распределял прибыль между акционерами — все инвестировали в развитие, в закупку нового оборудования, постоянно модернизировали производство. Конкуренция жесткая: и с европейскими, и с китайскими производителями.
Весь 2008 год завод работал без выходных: заказов было много, продажи по итогам года выросли на 41%, до 1,1 млрд рублей (согласно отчетности, опубликованной на сайте предприятия). В кризис спрос упал. Макееву пришлось сократить персонал с 1100 до 800 человек, в основном за счет сотрудников пенсионного возраста.
Но с недавнего времени к проблемам с продажами у Макеева добавилось головной боли: он пытается предсказать действия налоговой. Как и многие российские директора, Николай спал спокойно: его предприятие налоги всегда платило исправно. Но результаты последней налоговой проверки впервые сбили предпринимателя с толку.
Налоговики заставили ОАО «ЮПЗ Промсвязь» доплатить 12 млн рублей НДС на том основании, что проведенная налоговой графологическая экспертиза счетов-фактур поставщиков показала, что подписи директоров этих предприятий не совпадают с подписями в их учредительных документах. Следовательно, решили налоговики, счета-фактуры заполнены неверно. А значит, «ЮПЗ Промсвязь» не имело права на вычет НДС. «В предыдущих проверках претензий не было, — говорит Макеев. — Но, как сказал начальник нашей налоговой, у них, мол, появилась новая технология отъема денег, они разработали эту «схемку», и по ней все предприятия попадают на уплату НДС второй раз». Он называет это «вторым налогообложением».
У завода около 4500 поставщиков комплектующих. Налоговая требует от налогоплательщика «проявлять осмотрительность и осторожность». Это значит, что перед заключением сделки Макеев должен внимательно изучать учредительные документы поставщика, свидетельства о регистрации, бухгалтерские балансы. Николай говорит, что налоговики в суде сказали: он лично должен был подержать за руку каждого директора фирмы-поставщика, да еще чтобы тот в его присутствии подписал договор, счет-фактуру. Сейчас завод выполняет почти все требования налоговиков по проверке поставщиков, кроме личного знакомства с директором. «Это же нереально!» — возмущается Николай.
Макеева удивляет, что, предъявив претензии к незаконно возмещенному НДС, налоговая не предъявляет претензий к налогу на прибыль: «Казалось бы, если счет-фактура недействителен, значит и поставки не было, товар на склад не приходил, его стоимость не должна быть учтена в себестоимости и налог на прибыль должен быть больше! Но претензий по налогу на прибыль они не предъявили, то есть де-факто реальность поставки признали, а вот НДС заставили заплатить еще раз».
Выплата НДС лишила предприятие средств на развитие в этом году. Макеев возмущается: «Конкурентам из Китая и Кореи государство дает налоговые льготы, если они поставят свой товар за границу. А нас, наоборот, наказывают за то, что мы еще работаем! Мы и так с большим трудом конкурируем с ними, а теперь у нас выросла себестоимость».
Подходит срок второй проверки. Что можно предпринять? Повысить стоимость продукции невозможно: всегда найдется импортный аналог, цена на который стабильна и не зависит от причуд регулирующих органов. Макеев решил сократить количество поставщиков, с которыми завод работает напрямую. Раньше по получении заказа на производство прибора часть комплектующих завод производил сам, а часть закупал. Теперь необходимые для выполнения заказа комплектующие закупает и предоставляет сам заказчик. Не всем заказчикам понравился этот вариант.
Недавно, говорит Николай, соседнему предприятию вместо 4 млн рублей, уплаченных по результату предыдущей проверки, налоговая выставила претензии уже на 20 млн. Макеев считает, что собирать по два раза НДС налоговой позволяет расплывчатая норма закона. В ст. 169 Налогового кодекса сказано, что счет-фактура должен быть подписан «уполномоченным лицом». Достоверность подписи своими силами не может проверить ни один покупатель, этим и пользуется налоговая. Множество предприятий по всей России попали под подобный отъем денежных средств: на сайте Федеральной налоговой службы уже опубликован отчет о повышении в 2009 году собираемости НДС на 10% по сравнению с 2008 годом. НДС в массе всех налогов, собираемых государством, составляет 40%. (Для сравнения: налог на прибыль — 6%.)
«Недовольство предпринимателей растет, появляются какие-то законодательные инициативы, слушания в Думе, но во что они выльются и когда это произойдет — вопрос. А налоговики уже ноги вытирают перед дверью. У нас процесс изменения законодательства может растянуться на годы, а люди каждый день должны приходить на завод, работать, получать деньги и кормить семьи», — говорит Николай.
В деле по его заводу суды нескольких инстанций поддержали налоговую. ОАО «ЮПЗ Промсвязь» ожидает решения Европейского суда по правам человека.