Богатые инвесторы готовы купить акции самой крупной социальной сети до IPO. Возможно, они переплачивают.
Социальная сеть Facebook набирает популярность не только среди пользователей интернета — все больше компаний предлагает частным инвесторам вложиться в акции Facebook в расчете на будущее IPO и рост капитализации. Нью-йоркская инвестиционная компания Felix Invest-ments, например, в письме инвесторам расхваливает свое предложение: «Такие возможности появляются не каждый день, подобного шанса не было с 2004 года, когда на подъеме была Google!» На рынке есть и другие структуры, которые борются за возможность заблаговременно поучаствовать в публичном размещении акций Facebook (хотя компания отрицает наличие подобных планов). Они вкладывают деньги клиентов, выкупая акции у сотрудников социальной сети.
Felix Investments отказалась дать комментарии Forbes, но, по сообщениям источников, компания готова платить около $25 за акцию Facebook, что соответствует оценке компании примерно в $11 млрд. Предложение о покупке акций по такой цене недавно появилось на нью-йоркской площадке SecondMarket, которая помогает продавцам и покупателям ценных бумаг непубличных высокотехнологичных компаний вроде Twitter и LinkedIn найти друг друга. Еще на одном сервисе для инвесторов, SharesPost, цена предложения по бумагам Facebook доходит до $31 за акцию.
Упомянутые $25, возможно, достойная цена, чтобы подвигнуть сотрудника Facebook продать свои акции, но, вероятно, она не слишком выгодна для инвесторов (которым приходится также платить комиссию 5% управляющей компании). Еще в июле российская инвестиционная компания Digital Sky Technologies приобрела $100-миллионный пакет акций Facebook, заплатив частным владельцам всего $14,77 за акцию. То есть социальная сеть была оценена в $6,5 млрд.
Несмотря на крупный скачок цен за последние полгода, в бизнесе Facebook мало что поменялось. Да, с тех пор компания взяла планку в 350 млн пользователей и перешла на двухуровневую структуру акционерного капитала по образцу Google, что, вероятно, свидетельствует о приближающемся выпуске акций. Но этих новостей, пожалуй, недостаточно для скачка цены на 70%.
Конечно, пытаться оценить Facebook так же сложно, как скрыться в интернете от своей бывшей пассии-одноклассницы. Выручка компании не раскрывается (оценки ее за 2009 год варьируются в диапазоне от $300 млн до $500 млн), и нет других социальных сетей, публичных компаний, с которыми можно было бы сравнить ее капитализацию. Но мы для интереса взяли верхнюю оценку выручки этой компании, которая обещает стать «новой Google», и умножили ее на коэффициент, полученный при делении оценки Google при ее публичном размещении в 2004 году, на ее выручку в предшествующем году. Этот коэффициент составил 15,7. Экстраполируем с его помощью оценку Facebook и получаем $7,9 млрд — гораздо ниже той цифры, на которую ориентируются продавцы.
Это просто вопрос спроса и предложения: на рынке доступно мало акций, и все хотят приобщиться к феноменальному росту Facebook. Когда-нибудь инвесторы оценят компанию, исходя из ее будущих доходов, и это может омрачить радость тех, кто купил ее акции до IPO.