Выражения «излучать пессимизм» нет. Но ради такого случая его стоило бы изобрести. Бизнесмены, с которыми мне довелось общаться за последний месяц, именно что излучали пессимизм. Котировки их компаний росли, долги уже не давили, как год назад, бизнес налаживался — грех жаловаться. Но будущее… Они не то чтобы видели его исключительно мрачным — они, кажется, не видели его вовсе.
В какой-то мере эти настроения отражает индекс промышленного оптимизма, регулярно рассчитываемый Институтом экономики переходного периода. В феврале он впервые с начала кризиса подобрался к нулевой отметке (равное количество позитивных и негативных оценок). Но стоит внимательнее присмотреться к двум составляющим индекса. Оценки, даваемые крупными предприятиями (свыше 500 человек), улучшаются. А в небольших компаниях (до 500 человек) настроения застряли на кризисном уровне сентября прошлого года.
На мой взгляд, причина растерянности — в отсутствии видимых изменений к лучшему в деловой среде за последний год. В 2000-х годах, на волне сырьевого бума, бизнес по большому счету прощал власти коррупцию, произвол силовиков, отсутствие правил игры. Собственно, это и были правила игры.
Полтора года кризиса нарушили статус-кво. Бизнес и власть повели себя по-разному. Предприниматели, чтобы выжить, вынуждены были снижать издержки, повышать эффективность своих компаний. Иными словами, они действовали. Власть же, признав наличие проблем и приняв ряд пожарных мер, ограничилась лишь заявлениями о намерениях: уменьшить сырьевую зависимость экономики, улучшить инвестиционный климат, стимулировать инновационные отрасли. Тем самым власть загнала себя в ловушку. Пока руководство страны ничего не обещало — ну, или делало вид, что обещает, а бизнесмены понимающе кивали, считая прибыли, — все шло нормально. Теперь же в воздухе повис вопрос: сказав «а», говорите же и «б». Делайте что-нибудь.
Вот здесь-то и возникает главная проблема: бизнесмены, как мне кажется, понимают, что власть не в состоянии эти обещания выполнить. Нет механизмов, институтов и просто желания что-то менять. И это понимание оптимизма не прибавляет.