Предприниматель Алексей Волков: «В моем бизнесе надо вкалывать, без человека все развалится»
На встречу со мной Алексей Волков, генеральный директор компании «Смарт» из города Златоуста Челябинской области, привез два мешка семечек, произведенных его заводом. После увлекательной беседы с ним я открыла пакетик — когда-то мы с мамой очень любили грызть семечки вечерами перед телевизором. Мы покупали их в Бердянске, где я проводила лето в детстве. Торговали ими бабули, сворачивая кульки из газеты — маленький стоил 10 копеек, большой — 20. Семечки от Алексея напомнили детство: они оказались такими же вкусными.
Почему именно семечки? После армии Алексей устроился работать в ОМОН, был в горячих точках. В 1996 году решил заняться бизнесом. Почему? «Просто терпеть не мог тупых начальников, да и вообще никого над собой». Сначала он занялся грузоперевозками: купил старый грузовик, сел за руль, но очень скоро обнаружил, что все заработанные деньги уходят на запчасти. Потом обратил внимание на семечки — они вроде бы продавались на каждом рынке, однако качество страдало. «Это наш традиционный продукт, но у бабушек семечки были не всегда хорошие, иногда пережаренные», — говорит Алексей. Он стал обдумывать возможность изготовления семечек промышленным способом. Думал и считал целый год.
Поверив в себя, продал квартиру, в которой жил с женой и маленьким сыном, и уехал из Златоуста в другой небольшой уральский город, Катав-Ивановск, где знакомый предложил цех в аренду. «Я взял на себя всю ответственность — как говорят, сжег все мосты, — вспоминает Алексей. — На деньги с квартиры купил одну жаровню и два фасовочных полуавтомата, на которых работали вручную, фасовали, дернув за рычаг. Кредитов не брал, да и кто даст?»
Жена Ольга не только поддержала его решение, но и стала начальником цеха. «Страшнее всего было нанимать первых семь человек, главное было вовремя выплачивать зарплату», — вспоминает Алексей. Семечки сразу начали производить крупными партиями (мерили КамАЗами) — Волков говорит, что хотел все ставить на профессиональную основу, организовывать дистрибуцию. «Ориентировался на Coca-Cola, Wrigley», — говорит он. Через несколько лет в цехе Волкова работало уже 800 человек.
У компании сейчас три торговые марки: «Белочка», «Золушка» (под этим названием продают тыквенные семечки), «Джинн». Расширять ассортимент за счет других товаров Алексей не собирается. «Ведь семечки — это так сложно! Разные сорта — какие-то можно жарить, какие-то нет, обработка разная. У автопроизводителей и то, наверное, проще», — шутит он. Конкуренция чрезвычайная: в некоторых ларьках представлены семечки десятка производителей, разброс цен — в пределах 50 копеек, что не является для покупателя определяющим фактором при выборе.
Алексей делает упор на репутацию: он первым на этом рынке начал размещать в местах продаж рекламные материалы. Создал внутренний стандарт качества. Но, говорит он, главная ценность его бизнеса — команда. Офис — в Златоусте, а производство в 120 км, в депрессивном Катав-Ивановске. География, впрочем, не проблема, если набрать правильных людей. «Выносят же компании производство в Китай», — говорит Волков.
«Первые два года мы набирали людей в команду, как золото намывали, очень долго», — говорит Алексей. В компании есть программа обучения, не жалеет Волков денег и на тренинги. Особенно помогло развитию бизнеса умение продавать. «Чтобы попасть на рынок, надо иметь очень стойкий характер, — говорит предприниматель. — Продавец должен несколько раз услышать нет, прежде чем ему скажут да. Нас никто не знал, нам отказывали, отказывали, но мы все равно шли на пятый и на шестой раз. Так вот потихоньку наладили сбыт».
Предприниматель быстро научился делегировать полномочия. Сам он курирует только производство и общие вопросы, отдельный менеджер отвечает за сырье, отдельный — за продажи. Разделение функций, по словам Волкова, помогло его фирме быстрее набрать обороты. «Хозяин, какой бы он ни был, один ничего не сделает: в сутках 24 часа, из них 8–10 рабочих. Самое важное — развивать сотрудников, потом уже они развивают бизнес», — говорит Алексей.
Отмечает, что особых проблем у его бизнеса нет. Когда отдаешь товар на реализацию, «кидалова» много, но он относится к мошенникам как к неотъемлемой части общества, этаким санитарам леса, которые учат предпринимателей быть дальновиднее. Попыток захвата бизнеса не было. «Не будь меня в этом бизнесе, он бы не являлся тем, что сейчас есть. Рынок не стоит на месте: перестал крутить педали, сразу свалишься. Рейдерам мой бизнес не интересен. В моем бизнесе надо вкалывать, без человека все развалится», — говорит предприниматель.
В кризис, говорит Волков, продажи не упали, компания расширяет сбыт. Я слушала Алексея и думала, почему мы так мало знаем о таких предпринимателях? Почему мы чаще слышим «мошенник» и «вор», чем «молодец», «созидатель»? Ведь такие люди, как Волков, как его команда, и есть — не боюсь громкого слова — основа России. Человек, создавший бизнес с нуля, без единой копейки чьей-либо помощи, рискнувший благополучием своей семьи ради своей мечты и выигравший, — вот настоящий герой нашего времени. Ежедневная ответственность за людей, за производство, за семью заставляет его двигаться вперед и работать, работать, работать. Наверху рассуждают: готов ли российский предприниматель к модернизации? Алексей Волков не просто готов, а уже давно ею занимается. Само существование его бизнеса — явление модернизации. Не будь автоматизированного производства, старушки до сих пор торговали бы семечками, жаренными на сковородках. И таких предприятий тысячи в России, надо просто выйти из кабинетов и внимательно посмотреть вокруг.