К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Маркетинг в белом халате


Merck удалось убедить пациентов потратить $21 млрд на антихолестериновый препарат, эффективность которого вызывает сомнения

Факты свидетельствуют: препарат Zetia, понижающий уровень холестерина в крови, не должен служить заменой появившихся ранее и проверенных на большем числе пациентов лекарств. Механизм лечебного действия Zetia, который производит компания Merck, малопонятен, и ни одно из клинических испытаний не доказало, что Zetia может предотвращать инфаркты. Все это не помешало маркетологам Merck сделать из Zetia золотую жилу. За последние семь лет они убедили врачей прописать Zetia и схожего с ним средства Vytorin (комбинации Zetia и Zocor, препарата для снижения уровня холестерина, разработанного Merck ранее) на $21 млрд. В 2009 году суммарный объем продаж Zetia 
и Vytorin, по оценкам, составил $4 млрд.

В ноябре 2009 года одна из конкурирующих с Merck фармацевтических компаний провела клинические испытания препаратов, снижающих уровень холестерина в крови. Эффективность лекарств оценивалась с помощью ультразвукового исследования пораженных холестериновыми бляшками артерий. В ходе этого исследования Zetia был наголову разбит ниацином (витамином B3). Другое клиническое испытание, проведенное в марте 2008 года, показало, что эффективностью Zetia ничем не отличался от плацебо. Merck парирует: методы, применявшиеся в этих исследованиях, имеют много изъянов.

«Успех Zetia объясняется чудесами маркетинга, а не медицинским чудом», — уверен кардиолог Санджай Каул из медицинского центра Cedars-Sinai. Это проблема всей американской медицины: новые лекарства слишком поспешно назначают слишком большому количеству пациентов, тогда как доказательства того, что новинки действительно помогают больным, собираются черепашьими темпами. Merck только через три года после вывода на рынок Zetia начала масштабные испытания этого препарата, чтобы установить, предотвращает ли Zetia инфаркты. Испытания завершатся не ранее 2012 года.

 

Lipitor, Zocor и другие лекарства-статины блокируют выработку холестерина в печени. Zetia же действует в кишечнике, абсорбируя холестерин из пищи. Есть и другое существенное различие между статинами и Zetia: в ходе масштабных клинических испытаний статины продемонстрировали способность предотвращать инфаркты. Статины снимают воспаление сосудов, а Zetia нет. Статины повышают уровень липопротеина высокой плотности («хорошего холестерина»), а Zetia нет. Тем не менее у этого препарата по-прежнему много сторонников. «Я не разделяю мнения о том, что какие-то способы снижения уровня холестерина лучше, чем другие», — говорит Дэниел Рейдер из Университета Пенсильвании.

По данным исследования, проведенного консалтинговым агентством TNS, Merck начиная с 2004 года потратила на рекламу препаратов Zetia и Vytorin в прессе, на телевидении и в интернете $741 млн.

 

Merck платит врачам, агитирующим за Zetia. Сенатор Чарлз Грассли приводит такие цифры: только за пять месяцев 2008 года кардиолог Майкл Дэвидсон из компании Radiant Research получил от Merck за лекции и консультации $71 150, а декан Медицинского колледжа Weill Cornell Антонио Готто — $27 146. Оба выступали в защиту Zetia.

Марк Пфеффер, кардиолог бостонской клиники Brigham & Women’s Hospital, отмечает еще один фактор успеха Zetia — доверие врачей к результатам лабораторных исследований. «Когда ты располагаешь лабораторными данными, ты уверен в том, что делаешь», — объясняет Пфеффер. Однако, признает он, при этом из поля зрения врача выпадает то, что на самом деле важно: действительно ли препарат предотвращает болезнь?

Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+