Тайваньский производитель компьютеров переключается на смартфоны. Проблема в том, что его конкуренты делают то же самое
Карта мира на стене в тайбэйской штаб-квартире Acer покрыта значками, показывающими положение компании на рынках персональных компьютеров в разных странах: первое место во Франции и Германии, третье место в США и Латинской Америке. Acer стремится занять лидирующее положение на всех рынках, но не везде получается сделать это быстро.
Acer, основанная в 1976 году как разработчик микропроцессоров, этим летом опередила Dell и заняла второе место в мире среди продавцов компьютеров (первое принадлежит Hewlett-Packard). Компания борется и за пальму первенства на рынке мобильных компьютеров. Ее гендиректор Джанфранко Ланчи говорит, что к 2011 году Acer по продажам ноутбуков и нетбуков планирует обогнать HP, которая, по данным аналитиков, продает 40 млн компьютеров в год. С 2004 года прибыль Acer выросла вдвое и должна, по прогнозам, достичь в этом году $18 млрд. Этому способствовало приобретение Gateway в 2007 году и Packard Bell в 2008-м. Чистая прибыль в 2009 году может составить около $370 млн.
Теперь Acer присоединилась и к гонке на рынке мобильных телефонов. В феврале прошлого года компания запустила серию смартфонов на основе Windows Mobile от Microsoft. С тех пор было выпущено пять новых моделей, в том числе на платформе Android от Google.
Этот рынок переживает расцвет. Количество проданных в мире мобильных телефонов (в 2009 году, по оценкам, оно составит 1,1 млрд аппаратов, в том числе 150 млн смартфонов) значительно превышает объем продаж персональных компьютеров (280 млн). До сих пор прибыль от производства смартфонов составляла 30% и более против 3–4% для недорогих персональных компьютеров, на продаже которых построен основной бизнес Acer. «Рентабельность [смартфонов] скоро сократится по мере роста рынка, но останется выше, чем у персональных компьютеров», — считает Джанфранко Ланчи, итальянец, который возглавил Acer в 2008 году и теперь делит свое время поровну между Миланом и Тайбэем.
Задача Ланчи — вывести Acer в пятерку крупнейших в мире продавцов смартфонов к 2014 году. Опыт работы на компьютерном рынке дает компании преимущество перед производителями телефонов, считает он. «Покупатели хотят от смартфонов такой же функциональности, как от компьютеров, — говорит он. — Мы гораздо лучше в этом разбираемся, чем люди из телефонной отрасли».
HP сейчас предлагает покупателям серию бизнес-телефонов IPAQ, с 2004 года их продали уже несколько миллионов. Фирма планирует начать продажу нового телефона IPAQ в сотрудничестве с американским оператором связи AT&T. Dell и Lenovo недавно разработали смартфоны для китайского оператора China Mobile. Dell также подписала соглашение с бразильским оператором и намекнула, что аналогичные телефоны станут доступны в США в 2010 году.
Acer планирует выпускать больше телефонов и быстрее выводить их на рынок. Ее аппараты уже доступны в 18 странах Европы, Азии и Ближнего Востока. По данным компании, в 2009 году было продано чуть менее 300 000 штук. Ведутся переговоры с операторами сотовой связи в США, Канаде и Латинской Америке.
Борьба с Nokia, Apple и Research In Motion (производителем BlackBerry) за рынок мобильных телефонов будет тяжелой. По данным исследовательской фирмы IDC, Nokia лидирует на рынке смартфонов с долей 38%, за ней следуют Research In Motion с 19% и Apple с 17%. «Из-за обилия вариантов операторы становятся очень привередливыми при включении моделей в портфель, — говорит Роберта Козза, аналитик фирмы Gartner. — Acer надо предложить нечто действительно новое, что сможет привлечь внимание покупателей».
Укрепление связей с операторами — работа Аймара де Ланксена, главы отдела мобильных продуктов Acer. Ланчи назначил его на эту должность в 2008 году после покупки производителя компьютеров Packard Bell — де Ланксен возглавлял эту компанию пять лет. В Acer он впервые столкнулся с мобильными телефонами. В сентябре 2008 года Acer потратила $275 млн на приобретение тайваньского производителя мобильных телефонов E-Ten, и в подчинение де Ланксена перешло 100 разработчиков смартфонов.
За это время группа разрослась до 200 человек, они работают в Европе, Тайбэе и Калифорнии. Де Ланксен каждый месяц летает из своего офиса в Швейцарии на Тайвань, где проводит совещания. Хотя подразделение связано с головной компанией общими поставщиками, оно функционирует в ее составе как стартап. «Это на 100% специализированный отдел, — говорит де Ланксен. — Каждое утро мы просыпаемся и начинаем думать о клиентах сотовых компаний и о смартфонах».
Прежде чем инженеры де Ланксена начали разрабатывать прототипы, компания опросила 38 000 покупателей на нескольких континентах, чтобы лучше узнать их потребности. Исследование выделило шесть типов покупателей: от энтузиастов, помешанных на технологиях, до тех, кто пользуется телефоном только для передачи SMS. Ориентируясь на эти типы поведения, Acer объединила свои модели в две группы, различающиеся возможностями и ценой: высокопроизводительные устройства от $399 и выше (без учета субсидии оператора связи) и более доступные, стоимостью менее $199.
В феврале 2009-го на презентации в Барселоне, проведенной в стиле фламенко, Acer представила первые пять телефонов с сенсорным экраном. Еще пять были выпущены в октябре. Де Ланксен говорит, что он также присматривается к мобильным интернет-устройствам (МИУ) с диагональю экрана до 10 дюймов. «Acer удается находить на рынке ниши и бить по ним, пока спрос не удовлетворен», — говорит аналитик IDC Ричард Шим.
Чтобы продать смартфон, одной только мощной начинки уже недостаточно. После появления iPhone необходимым атрибутом стала система приложений и сервисов. Acer не планирует запускать свой магазин мобильных приложений, как App Store у Apple. Компания присоединится к рынкам приложений, созданным Google и Microsoft. «Мы хотим установить контакт с разработчиками, которые уже имеют дело с Android и Windows Mobile», — говорит де Ланксен.
Но все эти меры еще не сделают телефон Acer «убийцами iPhone». Аналитик Роберта Козза считает, что даже в странах, где компьютеры этой компании чрезвычайно популярны, Acer в ближайшие годы вряд ли будет восприниматься как сильный бренд на рынке мобильных телефонов. Ответ де Ланксена: в этом году Acer продаст 50 млн единиц техники, в том числе компьютеров, мониторов и мобильных телефонов. «Миллионы покупателей купят эти товары, что обеспечит [марке наших телефонов] запоминаемость», — уверен он. В 2010 году Acer впервые станет спонсором Олимпийских игр. «Если мы хотим быть лидерами в мобильном пространстве, нам не обойтись без смартфонов», — говорит де Ланксен.