Золото перестало быть эквивалентом стоимости, но осознали это еще не все
Цены на золото бьют рекорды. Чуть ли не каждую неделю создается новый фонд с идеей заработать на удорожании этого металла. Но оправданны ли долгосрочные инвестиции в золото? Чтобы ответить на этот вопрос, полезно вспомнить некоторые исторические факты.
Более двух тысячелетий золото выполняло функцию денег — было эквивалентом стоимости, формой накопления и стержнем системы товарообмена. В XVIII–XIX веках последняя функция у золота была изъята в связи с неудобством и передана бумажным деньгам, а позже, в XX веке, — электронным записям. До поры до времени это не сказывалось на остальных его функциях. Золото было «идеальной валютой»: его предложение росло примерно тем же темпом, что и мировая экономика. Тем не менее к 1971 году мир отказался от золотого стандарта и перешел к управляемым валютам, которые могут увеличиваться в объеме быстрее роста экономики. Мир согласился на волатильность стоимости валют в обмен на управляемость экономик и стимулы роста. Такое увеличение объема валюты «занимает» экономический рост у будущих периодов, и, поскольку доход потребителей основан на реальном объеме экономики, эмиссия провоцирует потребление в кредит. С тех пор снижение стоимости валют стало нормой и был создан еще один рычаг развития — больше ни одно состояние не может быть иммобилизовано в деньгах без риска быстрой потери стоимости.
Мировое богатство уже не эквивалентно мировому золотому запасу, и стоимость золота определяется как стоимость любого сырьевого товара — по спросу и предложению. И хотя инвестиционный спрос активен и существует, базовый спрос на золото формируют ювелиры (более 50%) и промышленники (более 10%). В год добывается около 2000 т золота, примерно 2% от общего объема, находящегося сейчас в обращении. Еще 3000 т предлагается на продажу в виде лома — все это противостоит спросу примерно в 4000 т, включая инвестиционный. И добыча, и спрос растут незначительными темпами, а в 2009 году спрос на физический металл даже существенно снизился (например, во втором квартале спрос cо стороны ювелирной промышленности упал на 22%). Как видим, золото как биржевой товар весьма сбалансировано. Его цена растет на спекулятивном ожидании краха валют и попытке сохранить капитал.
Это происходит не впервые. В 1976–1980 годах «бегство в золото» было спровоцировано рецессией и высокой инфляцией. Казалось, его цена перевалит за $1000 за унцию. Но после того как золото подорожало с $260 за унцию в 1976 году до $800 в 1980-м, цена его опустилась до $460 в 1981 году и до $300 в 1985-м. Американская экономика качнулась в другую сторону, и золото вернулось на нормальный тренд легкого опережения инфляции. Кстати, сегодня справедливая цена золота согласно тренду (причин для изменения долгосрочного тренда в целом нет — пугающая экономистов эмиссия долларов в размере 1% от М3 США при общем снижении М3 и М2 не в счет) — около $600 за унцию. Интересно, что с учетом себестоимости добычи ($400–500 за унцию) нормальная рыночная маржа даст расчетную цену тоже около $600. В «реальных долларах» даже это — рост в два раза с 1968 года — совсем неплохо для актива, который не платит дивидендов и не производит стоимости!
Не только золото вело себя таким образом в последние 40 лет. И нефть, и платина, например, совершили взлет к 1980 году, после чего цены на них стагнировали до 2000-го, а потом быстро увеличивались до 2008 года — примерно тем же темпом, что и цены на золото. Вот только и нефть, и платина уже скорректировались на уровень 2/3 от пика, а золото продолжает рост.
Есть ли сегодня причины для дальнейшего роста цены золота? Краткосрочно, конечно: как и в 1976–1980 годах, рост ставок и давление эмиссии на рынок еще будут двигать вверх все сырьевые товары, да и спекулянты сегодня сильны как никогда. Долгосрочных же «двигателей» не видно. Золото перестало быть эквивалентом стоимости, хотя осознали это еще не все. Даже маловероятный возврат центральных банков к контролю денежной массы не требует участия золота — достаточно записей на счетах. Да, США ведут политику «мягкого доллара» — не всегда разумную, но соответствующую логике мировой валютной доктрины. Да, доллар (и другие валюты) будет медленно обесцениваться по отношению к биржевым активам и к золоту тоже — но не от нынешних $1200, а от трендовых $600 за унцию.
Является ли золото хорошей инвестицией в перспективе 3–5 лет? Скорее всего, нет. Когда цена на него начнет падать? Этого не знает никто, но одно правило следует помнить твердо: развороты на рынках происходят существенно раньше, чем их ждут.
Автор — управляющий партнер УК «Третий Рим»