Как в кризис получить работу председателя правления банка.
Утро 27 марта 2009 года у первого зампреда правления Оргрэсбанка Игоря Буланцева началось с заказа бутылки шампанского Moёt & Chandon. Повод был стоящий — ему только что сообщили о новой должности. Находившемуся в отпуске в ОАЭ Буланцеву позвонил Ари Капери, руководитель блока финансовых институтов и международных операций скандинавской банковской группы Nordea, и поздравил с назначением на пост руководителя российской «дочки» Nordea Bank. Этого момента Буланцев ждал четыре месяца, пока шло соревнование с участием 25 кандидатов.
Конкурс на замещение должности руководителя Оргрэсбанка (позже был переименован в Нордеа Банк) скандинавы решили провести после покупки 100% акций этой российской структуры; сделка была завершена в декабре 2008 года, в самый разгар кризиса. Головной банк в Стокгольме рекомендовал Оргрэсбанку четыре международных агентства по найму персонала высшего звена, куда были направлены заявки. Первым отреагировал московский офис Amrop Hever, это агентство и получило заказ на поиск председателя правления банка.
Из действующих менеджеров Оргрэсбанка в расширенный список кандидатов выбрали только Буланцева. «Мы понимали, что внутренняя конкуренция нам не нужна, она скажется на рабочем настрое в коллективе. Буланцева поддержали все топ-менеджеры», — говорит бывший председатель правления, ныне зампред совета директоров Оргрэсбанка Игорь Коган. Он как бывший главный акционер и руководитель банка участвовал в обсуждении нового главы российской «дочки» вместе с руководителями скандинавской группы.
Список кандидатов Amrop Hever формировала пять недель. Все претенденты были первыми лицами или зампредами банков с опытом работы на российском рынке, свободным английским и дополнительным образованием, в том числе степенью MBA. На этом этапе никому из кандидатов не открывали имя потенциального работодателя. «Говорили, что это крупная европейская банковская группа, недавно купившая российский банк», — рассказывает партнер российского офиса Amrop Hever Екатерина Кашубская-Кимпеляйнен. Но такая секретность была, скорее, формальностью, вычислить Nordea не составляло труда.
Пользуясь собранной Amrop Hever официальной и неофициальной информацией, руководители Nordea должны были составить финальный шорт-лист кандидатов. Кого вычеркивали? Коган говорит, что собранных агентством данных вполне хватило для оценки каждого из 25 человек. Помимо стандартных сведений об образовании, опыте работы и прочем, досье на каждого кандидата включало его психологический портрет и неофициальные характеристики ближайших коллег. Учитывалось все, включая наличие любовниц и склонность к злоупотреблению алкоголем.
В кризис количество заказов у агентств, занимающихся подбором персонала высшего звена, снизилось в разы. И любой заказ выполняется особенно тщательно, а требования к кандидату ужесточаются, ведь желающих получить высокую должность становится больше. Непосредственно процесс отбора занимает теперь не пару месяцев, он может растянуться на год, как например, в российском дочернем банке английского Barclays Bank. В начале ноября в должности председателя правления Барклайс Банка был утвержден топ-менеджер ВТБ Николай Цехомский, а поиск кандидатов запустили осенью 2008-го. «Высокие европейские стандарты оценки кандидатов, возможно, сильно не изменились, но из-за кризиса время отбора удлинилось, так как требований стало больше», — говорит Артур Шамилов, управляющий партнер компании Top Contact.
Кандидатов на позиции топ-менеджеров, особенно для иностранного работодателя, рассматривают под микроскопом, говорит Федор Шеберстов, управляющий партнер компании Pynes & Moerner. И вот здесь Nordea пригодились неофициальные характеристики Amrop Hever. Одного из кандидатов отсеяли из-за негативных отзывов коллег — он часто повышал голос на подчиненных, другой не попал в шорт-лист, так как любил выпить. Бывшего сотрудника советского внешнеторгового объединения, который затем возглавил «дочку» зарубежного банка, вычеркнули сразу: у него явно не хватало опыта работы в коммерческом банке. В шорт-листе осталось четыре кандидата, которым предстояли собеседования с руководством Nordea.
Буланцев считает, что сложнее всего на этом этапе пришлось именно ему. Надо было изображать новичка и рассказывать о видении развития банка людям, с которыми он не раз обсуждал эти вопросы в ранге первого зампреда в течение двух с половиной лет (75% акций Оргрэсбанка скандинавы купили еще в 2006 году). «Представьте, что после 10 лет семейной жизни вас вдруг зовут знакомиться с родителями жены», — вспоминает Буланцев о своих ощущениях. «Кандидатов такого уровня не тестируют на соответствие профессии и не считают их IQ, — говорит Коган. — Нам надо было оценить их долгосрочную мотивацию и умение управлять развитием». Для итогового собеседования с кандидатами в Москву прилетели Ари Капери и Томас Некмар, отвечающий в Nordea за новые европейские рынки. Буланцеву задавали множество абстрактных вопросов о лидерстве и лидерских качествах, о его собственном будущем через 5 лет и через 30 лет.
Результаты интервью с кандидатами рассматривал совет директоров, все решалось в телефонных консультациях с Москвой. Никто из внешних кандидатов не имел значительного преимущества над внутренним. Решающим фактором стал опыт работы Буланцева непосредственно в Оргрэсбанке. Возможно, и никаких конкурсов проводить не стоило?