К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Снова в строю


Какие специалисты востребованы теперь даже больше, чем до кризиса.

Минувшей осенью у хедхантеров прибавилось работы — многие компании принялись искать или менять топ-менеджеров. «Зарплаты с лета вернулись в рублевом эквиваленте на докризисный уровень. Мы не видим переходов с уменьшением зарплаты, как минимум это сохранение имеющегося уровня, но с потенциалом роста по результатам года», — говорит Антон Стороженко, партнер компании Amrop Hever. Кого ищут в первую очередь?

Финансовый директор

Все опрошенные Forbes хедхантинговые компании констатируют, что самая востребованная профессия — финансовый директор. Цели и задачи у большинства компаний изменились, соответственно изменились и требования к финансистам. Умение выстраивать финансовую дисциплину ценится больше, чем навык подготовки компании к выпуску еврооблигаций или IPO и проведения презентаций для инвесторов. И компании, которым срочно нужен хирург или даже реаниматолог, готовы щедро платить специалистам (см. «Платежная ведомость» на стр. 148). «Когда период бурного роста закончился, многие бизнесмены выяснили, что в их компаниях и без кризиса было не все в порядке: сейчас ищут тех, кто может отстроить структуру, — говорит Евгения Гликина, старший консультант кадрового агентства Neumann Inter-national. — Раньше финансовые директора больше были ориентированы на поддержку бурного роста бизнеса, часто во главе была скорость, а эффективность и долгосрочное планирование не всегда принимались в расчет».

 

Собственники бизнеса ждут от новых финансовых директоров не только наведения порядка, но и выстраивания отношений с банками, внедрения международной отчетности. Шведская компания Volga Farming, специализирующаяся на инвестициях в России (среди ее учредителей Третий шведский национальный пенсионный фонд), поглотила в мае фирму Heartland Farms, которая выращивает в Пензенской области рожь, ячмень, подсолнечник. Открыта вакансия финансового директора объединенной компании. По словам Нелли Клыгиной, заместителя гендиректора по управлению персоналом, потребность в таком специалисте возникла, поскольку компания «переходит на новый уровень отчетности с упором на международные стандарты для существующих и потенциальных инвесторов».

Еще одно новое требование к финансистам — умение вдохновлять людей, несмотря на то что денежная составляющая мотивации изменилась и от бонусов многие отказались. В условиях неопределенности важно вселить уверенность в подчиненных и повести их за собой. Вот как описывает требования к кандидату на пост финансового директора Елена Лялина, HR-директор компании «Интач Страхование»: «Это должен быть активный полевой игрок, не боящийся самостоятельно выполнять самую разнообразную, порой даже рутинную работу, динамичный лидер, способный вдохновлять свою команду личным примером».

 

Коммерческий директор

На 50%, по оценкам хедхантеров, вырос спрос на коммерческих директоров, директоров по продажам, по маркетингу. Если перед кризисом больше ценились администраторы, то теперь нужны люди, которые не боятся заниматься продажами лично. «Навыки презентаций нужны, когда можно их легко и быстро капитализировать. Сейчас ситуация поменялась», — объясняют в руководстве сети демократичных магазинов «Фамилия» причину, по которой многие кандидаты на должность коммерческого директора, несмотря на профессионализм, их не устраивают.

«Работодатели опять стали обращать внимание на буйных, людей результата, пусть даже не всегда покладистых, — говорит Юна Скобликова, директор агентства Green Street Executive Search. — От коммерческого директора ожидают не только роста продаж, но и способности зарядить свой персонал на подвиги». По ее словам, если раньше работодатели спокойно воспринимали переход к ним специалиста из другой отрасли, то сейчас отраслевая принадлежность кандидата стала очень важной: нужен быстрый результат, нет времени на вхождение в курс дела.

 

В кризис у компаний появилась возможность нанять специалистов, которые раньше не думали о смене работы. Так, например, одна из «дочек» компании «Газпром экспорт», Gazprom Marketing & Trading U.K., обзавелась командой для продажи нового для нее продукта — сжиженного природного газа (СПГ). В прошлом году пост директора по продажам СПГ занял Фредерик Берно, ранее работавший в Total. Берно разработал концепцию развития направления, а заодно и кадровую политику. По словам Олега Гончаренко, начальника управления по работе с персоналом «Газпром экспорт», компания была готова к индивидуальному подбору людей, но оказалось, что из-за кризиса проще нанять людей оптом — лондонская «дочка» через хедхантеров привлекла команду, которая занималась продажами СПГ в Shell.

«Я никогда еще не видел более сговорчивых экспатов, как за границей, так и живущих в Москве, — признается Гончаренко. — Многие из них говорят о готовности учить русский язык. А один из топ-менеджеров американской нефтяной компании на собеседовании сообщил, что узнавал о возможности сменить гражданство на российское». Сговорчивость иностранцев связана, видимо, не только со стабильным положением компании на рынке, но и с тем, что «Газпром экспорт», в отличие от конкурентов (того же Shell), не отправляет топ-менеджеров на далекие месторождения, а предлагает им работу в Москве, Лондоне, Берлине.

Специалист по GR

Государственные структуры стали более привлекательны не только в качестве работодателей, но и в качестве контрагентов. Этим объясняется рост спроса на специалистов по GR (government relations) — выстраиванию отношений с госорганами. «В кризис вообще возрастает роль государства, оно распределяет субсидии, оказывает поддержку, выдает гарантии. Разумеется, в такое время резко возрастает спрос на специалистов по GR», — рассуждает руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, доцент Высшей школы экономики Павел Толстых.

По наблюдениям Виктории Звонаревой, старшего консультанта инвестиционно-банковской практики агентства Morgan Hunt, до кризиса на специалистов по связям с госорганами поступало три-четыре заявки в год, а теперь по одной в месяц. Она отмечает активность строительных, нефтяных компаний, а также компаний, проводящих экспансию за счет поглощения конкурентов. Всем им требуется поддержка на федеральном уровне.

 

«Раньше задачи, которые ставили перед нами акционеры, делились между PR и GR примерно поровну. Теперь же на GR приходится до 80%», — говорит старший вице-президент группы Altimo (телекоммуникационное подразделение «Альфа-групп») Кирилл Бабаев, отвечающий за обе эти функции.

Что должен уметь специалист по GR? Дмитрий Шульга, бывший функционер ООН, приобрел навыки выстраивания отношений с властями, отраслевыми ассоциациями и общественными организациями в российских представительствах General Motors и Coca-Cola. Несколько лет Шульга лоббировал интересы компании СУЭК в регионах: компания использовала мощное оружие — поставки угля для нужд бюджетных организаций. С лета прошлого года он трудится директором по внешним связям и связям с инвесторами уранового холдинга «Атомредметзолото» (основной собственник — «Росатом»).

Как это ни парадоксально, специалисты по выстраиванию отношений с госорганами востребованы не только в частных, но и в государственных компаниях. По данным Павла Толстых, крупнейший среди всех российских компаний отдел GR был в РАО «ЕЭС России» — 47 человек. В РЖД и «Газпроме» связями с госорганами занимаются по 30 человек.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+