Кризис разрастается? АЛЕКСЕЙ КОВАЛЬЧУК увеличивает производство холодильников и нанимает сотрудников.
Гендиректор московской компании «Полаир» Алексей Ковальчук редко засиживается в своем огромном кабинете с кожаными диванами и фолиантами на книжных полках. Cвободное время 29-летний предприниматель предпочитает проводить на хоккейном поле, а сейчас все чаще ездит в город Волжск Республики Марий Эл — там расположен его завод по производству холодильного оборудования.
«У кого-то, может, кризис и продолжается, а у нас сейчас время развития», — говорит Ковальчук. Холодильные шкафы и камеры с маркой Polair установлены в магазинах и ресторанах от Сочи до Владивостока. Только за последний год доля «Полаира» на рынке холодильных шкафов выросла с 25% до 40%. Это притом что завод в Волжске загружен сейчас меньше чем наполовину.
История этого завода началась в 1989 году, когда советское правительство договорилось с итальянским производителем холодильного оборудования FATA о создании СП «Совиталпродмаш». Завод должен был обеспечивать холодильным оборудованием не только Советский Союз, но и страны СЭВ, Монголию и Китай. Итальянцы поставили оборудование, обучили специалистов, снабдили предприятие запасом материалов на год.
Когда в 2001 году Ковальчук, заработавший свой первый капитал на торговле ломом цветных металлов, и его партнер (вышел из бизнеса в 2004 году) впервые оказались на территории «Совиталпродмаша», производство было загружено на 3%. «Вид завода тогда был очень удручающий, но мы решили вложиться, — вспоминает Ковальчук, оказавшийся в Марий Эл, «потому что губернатором там стал знакомый знакомых». — Тогда еще никто не проводил маркетинговых исследований по поводу ритейла и смежных с ним отраслей, мы просто верили в его развитие. А там, где еда, нужны и холодильники».
Землю теперь уже бывшего итало-советского СП партнеры арендовали на 49 лет, покупка зданий и оборудования обошлась в $15 млн. Половину суммы они внесли собственными деньгами, остальное обеспечили банковские кредиты под 36% годовых. По сравнению с той стоимостью денег сегодняшние высокие проценты по банковским кредитам Ковальчук называет смешными. «Первые полгода мы жили исключительно на страх и риск — если не смогли бы запустить производство, получить прибыль и отбить кредиты и проценты по ним, то «Полаира» бы не было», — вспоминает он. Руководить компанией Ковальчук пригласил одного из топ-менеджеров компании «Русский проект», торгующей оборудованием для магазинов и ресторанов. Благодаря записной книжке нового менеджера уже через полгода представители «Русского проекта» по всей России продавали холодильное оборудование «Совиталпродмаша». «Полаир» стал поставщиком Pepsi, «Нидана», «Балтики», «Вимм-Билль-Данна».
Развернуться помогла и ценовая политика: оборудование продавалось на 30–35% дешевле иностранных аналогов. В итоге, как говорит Ковальчук, «Полаир» сильно сломал рынок. Он отвоевал клиентов и у отечественных конкурентов: в той же Марий Эл с советских времен работают еще два крупных завода — «Марихолодмаш» и «Ариада». Постепенно у Ковальчука появились другие бизнес-проекты, а в 2005 году он подался на госслужбу — занимался приватизацией госсобственности по всей стране в Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (бывший Росстрой). «Там я вел себя как необъезженный жеребец, — признается Ковальчук. — Мой предпринимательский дух создавал слишком много инициатив, с которыми сложно быть на госслужбе». Вернувшись в бизнес в 2007 году, Ковальчук обнаружил, что выбранная им когда-то стратегия низких цен сыграла с «Полаиром» злую шутку. «Мы продавали самый большой объем и практически ничего не зарабатывали», — говорит Ковальчук. Как увеличить доход? Он решил «двигаться на экспорт» и даже купить одного из иностранных конкурентов. На новые цели требовались деньги.
Выручка «Полаира» в 2007 году составила 1 млрд рублей (в 3,5 раза больше, чем в 2003-м). С такими показателями уже можно было рассчитывать на привлечение инвестора. Перед самым кризисом 30% акций «Полаира» выкупил фонд прямых инвестиций Russian Retail Growth Fund (RRGF), принадлежащий бывшим менеджерам «Реновы». RRGF оценил компанию Ковальчука примерно в $140 млн, выделив на развитие «Полаира» около $40 млн. Для сравнения: в конце 2004 года американский Carlyle оценил ее всего в $25 млн. В память о сделке с RRGF, консультантом которой выступал швейцарский банк UBS, в кабинете у главного акционера стоит сувенирный холодильник с подписями банкиров.
Ковальчук успел купить новую линию, расширить производство. В феврале 2009 года он сам занялся оперативным управлением «Полаиром», и спрос начал расти. Основная причина — резкое подорожание продукции иностранных конкурентов. «Наши объемы производства, например, с начала года выросли в 2,5 раза по сравнению с 2008 годом, — говорит Павел Пронин, руководитель отдела продаж другого производителя холодильного оборудования, компании «Марихолодмаш». — Такая же ситуация и у наших российских конкурентов». По его словам, отечественные производители смогли переключить на себя спрос не только из-за подорожания иностранных аналогов, но и за счет оптимизации производства.
Ковальчук совершил огромные преобразования. Раньше завод в Волжске производил холодильники исключительно по предоплате. Теперь введено планирование продаж, комплектующие заказывают заранее. Оптимизацией производства холодильников занимается не только сам Ковальчук, окончивший Финансовую академию при правительстве РФ, но и перекупленные им бывшие менеджеры IBS, «Мечела» и «Базэла» (он нашел их через хедхантинговое агентство). Новые менеджеры уже сократили линейку продуктовых холодильников — вместо 60 моделей оставили 45. «До сих пор управляющая компания в Москве и завод в Волжске работали вроде бы на одного хозяина, но фактически врозь. Теперь большую часть управления переводим на завод», — говорит Ковальчук.
По итогам 2009 года компания планирует достигнуть выручки 2 млрд рублей, на 25% больше, чем в 2008-м. «Динамика финансовых показателей «Полаира» во втором и третьем квартале была позитивной. В этом немалая заслуга владельца бизнеса, который в кризис взял на себя ответственность за руководство компанией», — считает Алексей Гренков, директор департамента корпоративных клиентов Юникредит банка, одного из кредиторов «Полаира». Совсем недавно Ковальчук поднял цены — теперь его холодильники стоят дороже российских аналогов на 10–15%. И их все равно берут.