К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

На проценте


Кризис подтолкнул банкиров к тому, чтобы вернуться к проверенному способу заработка — повышению комиссионных

Из-за кризиса кредитование банками частных клиентов сильно сократилось. Совокупный объем портфеля розничных кредитов, выданных российскими банками в первом полугодии 2009 года, по данным Центробанка, уменьшился на 320 млрд рублей — с 4,02 трлн рублей на 1 января до 3,7 трлн рублей на начало июля. Но банкиры не привыкли отступать — они компенсируют снижение процентных доходов повышением комиссионных за предоставление кредитов.

Юникредит Банк, например, в июне в полтора раза повысил комиссию за снятие наличных и выдачу ипотечного кредита. ХКФ-банк ввел плату за почтовые извещения о состоянии счета, увеличил комиссию за снятие наличных по кредитным картам и изменил систему начисления штрафов — за первый месяц просрочки клиент будет платить 500 рублей, за второй — 1000 рублей, а не процент от суммы просроченной задолженности, как раньше. Сведбанк более чем в два раза увеличил размер неустойки за несвоевременное погашение кредита, Ситибанк — на 12%.

За последний год ставки по кредитным картам выросли с 20–24% до 28–36% годовых, но это повышение не компенсирует банкирам снижение объемов кредитования, поэтому они увеличивают еще и комиссионные. «Чтобы сохранить требуемый уровень доходности, многие делают сегодня акцент на увеличении доли комиссионных доходов», — говорит Андрей Филь, вице-президент Пробизнесбанка, где существенно выросла стоимость обслуживания дебетовых карт и процент за пользование овердрафтом. МДМ-банк в два раза поднял штраф за превышение кредитного лимита по карте и на треть — за несвоевременное погашение. Клиенты банка «Ренессанс Капитал» (работает под маркой «Ренессанс Кредит») с июня при просрочке платежей платят на 0,3 процентных пункта больше, чем раньше.

 

Большую часть заработка по картам банкиры получают от «плохих» заемщиков, но кризис заставил их пересмотреть взаимоотношения и с добросовестными клиентами. В середине мая Ситибанк предупредил на своем сайте, что через месяц меняет тарифы и условия банковского обслуживания физлиц. Наиболее пострадавшими оказались владельцы дебетовых карт со среднемесячным балансом на карте от 15 000 рублей до 150 000 рублей. Если раньше стоимость банковского обслуживания для них составляла 100 рублей ежемесячно, то сейчас в два с половиной раза больше. Итого за год — 3000 рублей. За такие же деньги большинство банков готовы обслуживать владельцев премиальных карт. Например, пакет услуг «Престиж» Банка Сосьете Женераль Восток для владельцев Visa Gold или MasterCard Gold стоит те же 3000 рублей в год.

С июня Юникредит Банк ввел для держателей дебетовых карт плату за возможность управлять счетом с мобильного телефона, оставив бесплатной эту услугу только для держателей премиальных карт. SMS-оповещения для клиентов Барклайс Банка стали в два раза дороже. ДжиИМани Банк в четыре раза поднял комиссию за конверсионные операции, а Райффайзенбанк увеличил комиссию за выдачу наличной иностранной валюты.

 

По данным банка «Траст», в четвертом квартале 2008-го комиссионный доход банков составил 129,6 млрд рублей, в первом квартале 2009-го упал до 96,4 млрд рублей, но уже во втором квартале повысился до 110,1 млрд рублей.

Банкиры считают, что незаметное и не слишком большое повышение стоимости обслуживания не отпугнет подавляющее большинство клиентов. Плавное повышение тарифов обычно не затрагивает тех клиентов, которые максимально пользуются услугами банков, уверен вице-президент по продажам и развитию Ситибанка Андрей Корякин. «Изменения размеров комиссий подчас дают возможность клиенту оптимизировать собственные затраты, — добавляет директор по прямым продажам и маркетингу ХКФ-банка Денис Власов. — Например, проводить платежи при помощи интернет-банкинга, а не через банковский офис».

Но чрезмерное увлечение дополнительными комиссиями, как показывает российский опыт, чревато последствиями. Два года назад по заявлениям недовольных заемщиков Генпрокуратура проверила деятельность «Русского стандарта», владелец банка Рустам Тарико был приглашен к следователю, после чего лично распорядился отменить дополнительные комиссии. В результате прибыль банка уже в первой половине 2008 года упала в два с лишним раза. Тарико полагал, что правила игры должны быть для всех одинаковыми, однако примеру «Русского стандарта» последовали далеко не все. Скорее, наоборот.

 

В Русфинанс Банке ежемесячную комиссию по потребительским кредитам ввели еще до начала кризиса, она действует и сейчас. Райффайзенбанк в ноябре прошлого года ввел ежемесячную комиссию за обслуживание потребительского кредита в размере 0,39% от первоначальной суммы кредита. В «Уралсибе» по введенному год назад кредиту «Удобный» действует ежемесячная комиссия 0,9% от суммы платежа. ВТБ 24 с 2005 года ежемесячно взимал 0,2% от первоначальной суммы кредита «Автоэкспресс», а в этом году даже увеличил ее до 0,4–0,6% (в зависимости от первоначального взноса). Аналогично после начала кризиса поступил и Банк Москвы. За ведение ссудного счета по программе «Быстрокредит» клиенты платят 1,5% от суммы предоставленного кредита дополнительно, в то время как до октября прошлого года комиссия составляла 1,1%.

На Западе банки также повышают комиссионные. По прогнозу американской исследовательской компании Moebs Services, в 2009 году банки США за использование овердрафта по пластиковым картам получат $38,5 млрд (в прошлом году почти $37 млрд). В начале 2000-х на комиссионных по подобным операциям банкиры зарабатывали вдвое меньше, но ожидаемый рекорд этого года, видимо, окажется непревзойденным. Ведь меньше чем через полгода в США вступит в силу закон о защите прав держателей кредитных карт, и банки не смогут неожиданно повышать наиболее популярные виды комиссионных и процентных ставок. Пока остается возможность дополнительно заработать, банки ей активно пользуются. Так, Bank of America и JP Morgan Chase повысили максимальную комиссию на транзакцию по кредитной карте с 3% до 4% и 5% соответственно, а Citigroup повысила тарифы по 15 млн карт, выпущенных совместно с торговыми сетями.

Американцы сейчас пользуются последней возможностью заработать на повышенных комиссионных. У российских банкиров все еще впереди. Клиент может, конечно, сменить банк и перейти на обслуживание туда, где комиссии меньше или вообще отсутствуют. Такие предложения есть. Московский кредитный банк за последний год дважды снизил тарифы для розничных клиентов и вовсе отказался от взимания платы за ежегодное обслуживание. В банке «Открытие» недавно снизили размер годового обслуживания по картам, аргументируя это тем, что тарифы, которые действовали при прежних владельцах банка, приведены в соответствие с рыночными тенденциями.

Банк «Уралсиб» пошел дальше. Этой осенью банк намерен переводить 0,5% от суммы совершенных за месяц покупок по карте «Visa Уралсиб» на счет мобильного телефона клиента. При этом «Уралсиб» не стал менять тарифы по обслуживанию карт.

Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+