Самому накопить на старость не так сложно, как кажется. Главное — одолеть собственную недисциплинированность
Председатель правления Русского международного банка Роман Воробьев каждый месяц получает зарплату на 3% меньше, чем указано в расчетном листке. Три года назад, когда ему было 39 лет, банкир задумался, на что будет жить в старости, и стал участником программы негосударственного пенсионного фонда «Райффайзен». Роман выбрал этот фонд потому, что работал тогда в Райффайзенбанке.
Он один из немногих в России, кто самостоятельно копит на пенсию. Большая часть населения предпочитает жить сегодняшним днем, не размышляя о будущем. Пенсия ассоциируется с болезнями, концом активной жизни и одиночеством. Кому интересно думать об этом в 30 лет? К тому же, как считает подавляющая часть населения, планировать что-либо на три десятка лет вперед, когда не знаешь, что будет через год, просто невозможно.
Но если задуматься? Существует гарантированная государством минимальная пенсия — в августе этого года она составляла 5410 рублей (примерно $174). Часть населения (те, кому сегодня меньше 43 лет) получит прибавку за счет накопительной части пенсии, но рассчитывать на нее не стоит — эти деньги пока принадлежат государству. Придется копить на пенсию самостоятельно, делая ежемесячные отчисления в течение оставшихся до пенсии лет. Другого выхода нет.
Кроме пенсионных фондов, которым отдал предпочтение Воробьев, в России и на Западе существует еще множество инструментов, пригодных для долгосрочных инвестиций: банковские депозиты, акции и облигации (и соответствующие паевые фонды), недвижимость, золото и накопительное страхование. Как верно распределить между ними средства?
Вот как решают эту проблему в Соединенных Штатах. Один из самых популярных пенсионных планов в США — так называемые счета 401(k). Это счета граждан, на которые они направляют свои пенсионные накопления. Часть денег отчисляют и работодатели. Суммы зависят от договоренностей с сотрудниками. У граждан есть выбор, как инвестировать накопленные на этих счетах деньги. Как правило, они делают это через различные паевые фонды.
В конце 2008 года общий объем средств на счетах 401(k) составил около $2,35 трлн. В конце 2007 года почти половина этих средств, 48%, была вложена в фонды акций. В консервативные инструменты — фонды облигаций, продукты с гарантией капитала и фонды денежного рынка — американцы инвестируют около четверти пенсионных отчислений.
Безусловно, нашим будущим пенсионерам стоит быть более осторожными из-за высокого уровня рисков в России. Не следует вкладывать более 40% ежемесячных отчислений в акции или соответствующие фонды, например индексные. В инструменты с фиксированным доходом, например на депозиты, имеет смысл направлять 30% пенсионных отчислений.
Оставшиеся 30% ежемесячных отчислений мы предлагаем направить на покупку полиса пенсионного страхования. И вот почему: основная проблема при формировании собственного пенсионного капитала заключается не в том, чтобы отказаться от части расходов, а в том, чтобы делать это постоянно на протяжении многих лет. «Все люди думают, что могут откладывать самостоятельно. Это не всегда получается. Страховой полис вносит элемент обязательности», — говорит бывший вице-президент банка «Петрокоммерц» Виктор Жидков, купивший полис накопительного страхования жизни три года назад.
При досрочном расторжении договора страхования компания выплатит сумму меньше внесенных средств. Так получается потому, что комиссионные агентам, продающим полисы, выплачиваются из первых страховых взносов клиента. При невысокой норме доходности (гарантированно — около 3% годовых в валюте) требуется не один год, чтобы компенсировать эти затраты. Кроме дисциплинирующей функции страховой полис выполняет и свою основную роль: страховка на случай смерти предусмотрена на все время действия договора.
Вложения в российские акции или ПИФы возможны только в рублях. А депозиты и полис накопительного страхования можно открыть в валюте — евро и долларах. Таким образом пенсионный портфель будет защищен от колебаний валютных курсов.
[pagebreak]
Сколько сможет накопить инвестор, отчисляя ежемесячно сумму в пропорции: 40% — в акции, 30% — на депозит, 30% — на страховые взносы? Предположим, 30-летний мужчина каждый месяц выделяет на это $1000. К 60 годам он сможет скопить примерно $1,2 млн при условии, что ставка по депозиту равна 5% годовых в валюте, доходность по полису накопительного страхования — 3% годовых, а фондовый рынок ежегодно приносит 10% в рублях. Приблизительно столько — 9,7% годовых с января 1926 года по декабрь 2008 года — принес американский индекс S&P 500.
С течением времени доля акций в накоплениях может расти из-за большей доходности, но может и снижаться в зависимости от уровня инфляции и поведения курса рубля. В дальнейшем ее можно корректировать. Западные консультанты советуют ближе к пенсии снижать долю акций в портфеле, чтобы уменьшить влияние фондового рынка на пенсионный капитал. Мы сознательно не учитывали в расчетах инфляцию и курсы валют, так как спрогнозировать их на 30 лет вперед невозможно.
Пенсионеру хватит $1,2 млн на 30 лет, если тратить по $5100 в месяц, или на 20 лет, если ежемесячно расходовать по $6725. А если поставить себе цель оставить накопленную сумму внукам, необходимо будет тратить не более $3000 в месяц. Для этого при выходе на пенсию необходимо перевести весь капитал на депозит в надежном банке под 3% годовых.
Впрочем, депозит под 3% — это слишком консервативно. Беречь накопления, находясь на пенсии, безусловно, надо, но вот что говорит исследование Паоло Баттоккьо и Франческо Менончина из Католического университета Лувена и Оливье Скайе из Университета Женевы: «Когда пенсия уже выплачивается, долю рискованных инструментов стоит постепенно увеличивать». Логика такая: с течением времени у пенсионера появляется больше шансов умереть, чем потерять деньги на инвестициях в акции. А если так, какой смысл опасаться падения фондового рынка?