Иногда бизнесмену легче скрыться, чем тянуть на себе проблемное предприятие
Губернаторы усвоили урок Пикалева. То, что еще год назад все назвали бы нарушением права частной собственности и вторжением в дела бизнеса, сегодня распространенная практика. Собственникам приходится терпеть. Если становится совсем невмоготу, они просто исчезают.
На июльской онлайн-конференции Дмитрий Зеленин метал громы и молнии. «Задолженность по зарплате уже 22 млн рублей на 700 работающих… руководителю было сделано два предупреждения со стороны области и прокуратуры… учредитель просто в запое», — губернатор Тверской области не выбирал выражений, описывая читателям «Газеты.ру» обстановку на заводе «Элтор», который производит оборудование для лифтов. Обвиненный в пьянстве учредитель — это крупный местный предприниматель Юрий Пархаев, в прошлом депутат областного законодательного собрания и Тверской городской думы. Сказавшись больным, Пархаев не явился на одно из совещаний у Зеленина, за что и получил прозвучавший на всю страну нагоняй.
После выволочки, которую в начале лета устроил региональным начальникам президент Медведев, такие истории стали обычным делом. Вот как напутствовал в июне своих замов и глав районов Сергей Катанандов, руководящий Карелией: «Там, где не можете решить проблему с хозяевами, берите на себя. Если хозяев нет, значит мы теперь хозяева…» Отдельно Катанандов остановился на ситуации с Шальским лесозаводом, собственников которого, по выражению губернатора, ищут «с прокуратурой». А всего год назад хозяева ни от кого не скрывались: руководители питерского банка «Викинг» на всех углах трубили об успешном проекте в поселке Шаль. В предкризисном 2007-м выручка лесозавода превысила $7 млн, прибыль достигла $1 млн. Но осенью 2008 года стройки остановились, и продукция лесозавода (доски, брус и другие пиломатериалы) оказалась никому не нужна. Предприятие встало. Без работы остались 300 человек, или каждый десятый житель поселка Шаль. Местным властям пришлось срочно брать в аренду и запускать в работу котельную лесозавода: она обеспечивает теплом не только само производство, но и весь поселок. На лесозаводе введено внешнее управление. Юридическое лицо, представлявшее интересы собственника, сменилось, говорит глава администрации Пудожского района Лариса Данченко. Со старыми хозяевами лесозавода, по словам Данченко, контакта нет.
В случае с расположенным в Кемеровской области заводом «Кузбассэлемент» непонятно даже, кто хозяева. В последние годы считалось, что предприятием владеют то ли «инвесторы из Казахстана», то ли московская компания «Русток» (дилер завода), то ли местный «Сибконкорд». Завод производит промышленные аккумуляторы. Осенью прошлого года предприятие остановилось: нет заказов. В мае ввели конкурсное управление. А в июне, просидев 10 месяцев без зарплаты, отчаявшиеся рабочие перекрыли главную улицу города Ленинска-Кузнецкого. Губернатор Аман Тулеев обвинил владельцев в сознательном банкротстве завода и направил в МВД просьбу разыскать нерадивых собственников. Хозяев ищут до сих пор, трудовой коллектив требует от региональных властей взять предприятие под контроль. На завод отправилась команда губернаторских назначенцев.
Каковы результаты прямого губернаторского правления? Заместитель губернатора Тверской области Анатолий Боченков говорит, что собственник «Элтора» внял увещеваниям. Боченков поддерживает постоянный контакт с Пархаевым, несколько раз встречался с рабочими «Элтора». «Элтор» получил от городских властей Твери заказ — отремонтировать лифты на 50 млн рублей; оформлен кредит на 25 млн рублей в Сбербанке. Но случай в Твери, скорее, исключение. Чуда не произошло: Шальский лесозавод по-прежнему стоит, «Кузбассэлемент» тоже.
А как смотрят на ситуацию собственники? Отправленный в приемную предправления банка «Викинг» запрос Forbes о судьбе Шальского лесозавода остался без ответа. Тверской бизнесмен Пархаев рассказывает: «Боченков приезжал к нам пару раз на завод. Пытался вникнуть в ситуацию». Он невысокого мнения о губернаторском «ручном управлении» — «только вред один». Но деваться некуда: каждый день Пархаев отчитывается перед местной прокуратурой о ситуации с задолженностью по зарплате. Впрочем, кураторы в погонах, в отличие от «губернаторских», могут оказать и реальную помощь. Прокуратура, по словам Пархаева, помогла быстро уладить формальности c кадастровой палатой и другими регулирующими органами при продаже части недвижимости завода. Деньги пошли на погашение долгов по зарплате.
Свою позицию прояснил и Геннадий Купцов, конкурсный управляющий «Кузбассэлемента». После перехода власти на заводе в руки губернаторских назначенцев он подал заявление об отставке. Однако затем отозвал его, объяснив свои действия тем, что был «в деморализованном стрессовом состоянии, вызванном рейдерским захватом». Теперь Купцов утверждает, что более 40 человек во главе с вице-губернатором вошли на режимное предприятие без всяких пропусков и вывезли с завода компьютеры, станки и автомобили на 100 млн рублей — в счет задолженности перед бюджетом. Главного кредитора завода, казахский БТА-банк, это не на шутку обеспокоило. Даже если хозяева сбежали, это не значит, что собственность стала ничьей.