Демографы предрекают бум спроса на искусственно разведенную рыбу. Чем не повод заняться этим бизнесом?
Выбирать суши с Дэвидом Тзэ — одно расстройство. Тзэ — управляющий директор Aquacopia, инвестиционной компании, предоставляющей венчурный капитал рыбоводческим хозяйствам. В его iPhone установлено приложение, где перечислены виды рыб, которые не стоит есть из соображений здоровья или экологии. Попросите его проверить вашего любимого желтохвоста, угря или тунца, и вы услышите в ответ: откажитесь от них.
С 1960-х годов океаны не могут полностью удовлетворить спрос на рыбу, который ежегодно растет на 3,6% (вдвое быстрее, чем народонаселение земного шара). А вот рыбные ресурсы истощаются. Атлантическая треска занесена в Красную книгу, голубой тунец почти исчез, чилийский сибас и камбала под угрозой. По оценке ООН, три четверти мировых рыбных ресурсов практически исчерпаны.
Ситуацию спасают рыбоводческие хозяйства. В 1970-х в них выращивали около 700 г рыбы на душу населения, в 2006-м — уже 8 кг. Рыбоводческие хозяйства сегодня производят 43% потребляемой в мире рыбы. Эти цифры привлекли внимание Джареда Полиса, товарища Тзэ по Принстонскому университету. Раньше Полис весьма успешно занимался интернет-проектами: в 2006 году он как раз продал цветочный интернет-магазин ProFlowers компании Liberty Media. Ему не стоило большого труда убедить Тзэ (который свои интернет-проекты вспоминает как «бодрящие неудачи») принять участие в новой игре. «Рыбный белок — самый полезный для человека, — утверждает Полис. — Важно, чтобы это стало ясно человечеству».
Полис предложил организовать или приобрести рыбоводческую ферму. Но чтобы перейти в этой отрасли от теории к успешной практике, требуется сочетание многих факторов. «Профессиональные инвесторы не вкладывают деньги в рыбоводство на ранних стадиях», — говорит Тзэ.
Пресноводную рыбу — форель, тилапию, сома — разводят в искусственных прудах, морские виды типа семги и креветок выращивают в специальных запрудах, в океанских заливах, лиманах или устьях рек (эта отрасль рыбоводства называется марикультура). Для увеличения производительности таких хозяйств рыбы в водоем набивают все больше, что провоцирует вспышки заболеваний, а следовательно, ведет к расходам на антибиотики и пестициды.
Самая затратная статья в рыбном хозяйстве — это корм. В отличие от кур и коров рыбы не используют энергию обмена веществ на то, чтобы нарастить крепкие кости, нужные для противодействия гравитации. Но едят они много. В среднем рыба, чтобы набрать 450 г собственной массы, поглощает 900 г корма. Кроме того, рыбы разборчивы в еде и предпочитают корм, который соответствует их виду. Фермеры всего мира тратят около $6 млрд в год на корм, сделанный из размолотой рыбы, которой искусственно выращиваемые виды питаются в природе. (Его, конечно, смешивают с более дешевыми ингредиентами — пшеничной клейковиной, соевым белком, костной мукой, однако пропорции все же следует соблюдать.)
Полиса и Тзэ сложности не остановили. Они собрали $16 млн, включая собственные сбережения, деньги друзей и семьи. Однако в прошлом году Полис, инициировавший проект, выиграл выборы в конгресс США от штата Колорадо и отошел от дел. Теперь фондом управляет Тзэ — единственный штатный сотрудник фонда Aquacopia, владеющего миноритарными пакетами в пяти компаниях, связанных с разведением рыбы. Фонд получает с инвесторов комиссию — 2,5% от активов, находящихся в управлении, плюс 20% прироста капитала.
Изучив проблемы отрасли, фонд выбрал компании, которые разводят рыбу вдали от берега. Как, например, Open Blue Sea Farms, основанная Брайаном О’Хэнлоном, который в 1980-е годы стал свидетелем краха оптового бизнеса своего отца на Манхэттене — промысел трески у северо-западного побережья США захирел. Вскоре после этого О’Хэнлон ушел из университета и построил бассейн объемом 11 куб. м в своем поместье на Лонг-Айленде, чтобы выращивать из икры луцианов (семейство промысловых рыб, которых также называют рифовыми окунями). За этой попыткой последовало строительство опытной фермы в Пуэрто-Рико, в 3 км от берега острова Кулебра. В загонах диаметром 19 м О’Хэнлон вырастил несколько 50-тонных партий кобии — нежной рыбы с плотным белым мясом, которая широко используется в японской кухне, — и продал их дистрибьюторам по $8,8 за килограмм.
Теперь О’Хэнлон при поддержке Aquacopia собирается привлечь $20 млн на строительство фермы с десятками загонов на 1011 га океана в 13 км от карибского побережья Панамы. О’Хэнлон считает, что сможет выращивать 10 000 т кобии в год (1,7 млн особей) и начнет поставлять ее в розничные сети и рестораны в конце 2010 года. Он хочет разводить и другие виды рыб. «Каждый клиент спрашивает, кого еще мы выращиваем, — рассказывает он. — Мы бы могли продавать втрое больше рыбы, если бы она у нас была».
Некоторые из загонов, в которых будет расти рыба О’Хэнлона, скорее всего будут поставлены компанией Ocean Farm Technologies из штата Мэн, в которую тоже вкладывает Aquacopia. Ее основал Стивен Пейдж, бывший разводчик лосося. Стоимость загонов Пейджа начинается от $136 000; их рамы сделаны из пластика, усиленного стекловолокном, а сетка — из гальванизированной стали в виниловой оболочке, которая удерживает рыбу внутри загона, а тюленей и акул — за его пределами. В прошлом году Пейдж продал семь загонов, в 2009-м собирается продать двадцать. Притом что у него всего пять сотрудников, которые собирают загоны вручную, он планирует начать работать без убытков уже в этом году.
Самой крупной добычей Тзэ, по его словам, является компания Oberon FMR из штата Колорадо, основанная в 2001 году двумя студентами магистратуры Колорадского горного института. Oberon предлагает использовать в рыбном корме бактерий, поедающих отходы производства в сточных водах пищевых предприятий. Обычно отработавших бактерий утилизируют. Oberon же планирует собирать их, пока они еще полны белком — бактерии в пилотном проекте на пивоваренном заводе в Форт-Коллинсе, штат Колорадо, содержат 65% белка. Развитие бизнеса на существующей инфраструктуре позволяет сэкономить, говорит президент компании Ренди Свенсон. Свенсон подсчитал, что может продавать корм дешевле конкурентов, которые берут примерно $1000 за тонну, и надеется начать продажи в течение девяти месяцев.
К рыбоводческим хозяйствам многие относятся скептически. «Предположение, что развитие аквакультуры улучшит ситуацию с рыбой в естественных условиях, не подтверждается», — говорит Пол Молино, автор книги «Плавание по кругу». Тзэ возражает: если бы не рыбные хозяйства, суши вообще исчезли бы из меню. «Если мы в чем и ошиблись, то лишь в том, что недооценили объем рынка», — уверен он.