Торговать нефтью — это вчерашний день. Геннадию Тимченко больше нравятся нефтепродукты
Геннадий Тимченко утверждает, что его успехи в бизнесе и знакомство с Владимиром Путиным никак не связаны. Мол, принадлежащая Тимченко компания Gunvor, третий в мире нефтетрейдер, просто предлагает лучшие, чем конкуренты, условия. Так ли это?
Воспользовавшись данными таможенных деклараций, которые предоставило исследовательское агентство InfraNews, Forbes подсчитал, что в 2008 году Gunvor нарастил экспорт нефти из России в 1,3 раза, до 26 млн т. А вот экспорт нефте-продуктов (мазута, дизельного топлива и бензина) и продуктов нефтехимии трейдер увеличил в четыре с лишним раза, до 40 млн тонн.
Вывозить нефтепродукты выгоднее, чем сырье, пошлина ниже. Российские компании увеличили их экспорт в прошлом году на 4%, тогда как вывоз нефти упал на 6%. Но почему поставки Gunvor растут настолько быстро?
В отличие от нефти, которая транспортируется по трубе, нефте-продукты попадают в порты в основном по железной дороге. Тимченко через свой люксембургский фонд Volga Resources владеет компанией «Трансойл», которой принадлежит более 8000 цистерн. В состав Gunvor также входит компания Clearlake Shipping с флотом танкеров. До недавнего времени узким местом в транспортной цепочке Gunvor были порты. Но теперь и это не проблема. Панамская компания PalmPoint, в которой, по словам управляющего директора Gunvor International Дирка Йонкера, у Gunvor есть доля, управляет небольшими нефтепродуктовыми терминалами в нескольких портах на Балтийском, Черном и Белом морях.
Если у трейдера есть свой транспорт, то нефтяникам выгодно с ним работать, отдавая большие объемы продукции, отмечает трейдер компании «Никойл» Вячеслав Ювачев. Расходы на доставку нефтепродуктов могут достигать 15% от конечной стоимости, а так как Gunvor контролирует все звенья цепочки, он может перебивать предложения конкурентов.
Йонкер называет построенную цепочку «ноу-хау Gunvor». Но переоценивать это ноу-хау не стоит. По данным таможенных деклараций, почти 94% несырьевого экспорта Gunvor приходится на одну компанию — «Роснефть». Отсюда и скачкообразный рост операций Gunvor: завладев заводами ЮКОСа, госкомпания «завела» под швейцарского трейдера и экспорт нефтепродуктов.