К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Ловля денег Сетью


Интернет-проекты привлекают инвестиции даже во время кризиса

Реально ли сейчас найти инвестора для интернет-стартапа? Владелец второго по популярности в России блогхостинга Liveinternet.ru Герман Клименко дает на этот вопрос утвердительный ответ: «Если я создам проект, который со временем будет приносить $100 000 в месяц, и эксперты это подтвердят, я под него деньги найду». Как видите, в ответе есть два «если», но в целом Клименко указывает на правильный тренд: из промышленности инвесторы в панике бегут, а профессиональные инвесторы в интернет-проекты — фонды и частники — продолжают под микроскопом изучать запускаемые российскими энтузиастами стартапы в надежде найти жемчужину.

Ищет новые объекты для инвестиций совладелец «Яндекса», «Озона» и других известных интернет-компаний Леонид Богуславский. Продолжает поиск венчурный фонд Almaz Capital Russia Fund, вложивший в российские стартапы уже более $10 млн, говорит его основатель Александр Галицкий. Спад мировой экономики не повлиял на планы фонда ABRT, инвестирующего в российские веб-разработки, сообщил в интервью Forbes совладелец фонда Ратмир Тимашев. Но теперь ABRT, по словам Тимашева, интересуют лишь проекты с «гарантированным будущим». В 2009 году фонд планировал вложить деньги в 2–3 проекта, но в итоге сосредоточился на поиске одного, от которого уж точно будет отдача.

Попытки найти проекты, гарантирующие успех (насколько это возможно в рискованном бизнесе сетевых стартапов), — особенность нынешнего года, говорит Клименко. Еще прошлым летом на крупные инвестиции вполне могли рассчитывать амбициозные начинания без внятной бизнес-модели: считалось, что большая аудитория сайта автоматически означает большие доходы, хотя бы и в перспективе. По данным Александра Галицкого, который возглавляет консультативный совет конференции инвесторов Russian TechTour 2009, в России за 2008 год венчурные инвестиции в интернет-компании составили $100–120 млн.

 

Как фонды и частные инвесторы отбирают перспективные проекты сейчас? Их вниманием перестали пользоваться стартапы, ориентированные на получение дохода за счет рекламы. Как признает основатель интернет-холдинга WebMediaGroup (сайты Menu.ru, Photosight.ru, Weekend.ru и др.) Сергей Калугин, из-за кризиса в первом квартале 2009 года в рунете «практически исчезла» медийная реклама и все ориентированные на нее ресурсы оказались в крайне тяжелом финансовом положении. WebMediaGroup, в портфеле которой таких проектов большинство, прекратила покупку новых сайтов, пытаясь поддержать на плаву существующие.

Основной критерий выбора интернет-стартапа для инвестирования, как ни странно, — его способность развиваться вовсе без финансовых вложений, утверждает основатель крупнейшего в России интернет-магазина программного обеспечения Softkey.ru и инвестор Феликс Мучник. Если портал, интернет-магазин, социальная сеть способны поддерживать себя на плаву за счет собственных доходов в течение хотя бы года, а инвестор нужен, чтобы сделать мощный рывок — захватить новую аудиторию за счет рекламы, поднять технические возможности за счет покупки оборудования, — такие проекты представляют интерес, считает Мучник.

 

Опрошенные Forbes инвесторы утверждают, что вложения, на которые может рассчитывать перспективный российский стартап, находятся сейчас в диапазоне $500 000–5 млн. Мы отобрали шесть стартапов, получивших такой объем инвестиций и быстро наращивающих пользовательскую базу. У них разные бизнес-модели, но вместе они иллюстрируют тенденции, в соответствии с которыми развивается сейчас бизнес в российском интернете.

Игры на Kanobu.ru

ГОД ОСНОВАНИЯ 2008

ЛЮДИ

 

Гаджи Махтиев, бывший директор по маркетингу и рекламе компании-разработчика компьютерных игр Sibilant Interactive. Ушел в свободное плавание и основал компанию «Онлайн Медиа», которой принадлежит Kanobu.ru. Эдуард Шендерович, бывший директор по стратегическому развитию компании SUP, владеющей Livejournal, создатель инвестиционного фонда Kite Ventures.

ИДЕЯ

Тридцать миллионов пользователей, собранных «Одноклассниками» и «В контакте», — эта цифра заставляет все новых и новых предпринимателей повторить успех этих социальных сетей. Инвесторы теперь нацеливаются на более узкие аудитории: менеджеров, детей, владельцев собак, молодых мам… Kanobu.ru — социальная сеть для фанатов компьютерных игр. Геймеры социально активны (по крайней мере внутри Сети), им необходимо общаться на темы, связанные с игрой, — создавать кланы, союзы тех, с кем играл раньше, или людей, способных помочь в выборе той или иной игры. Зарабатывать владельцы сети собираются на рекламе и платных сервисах.

НАДЕЖДЫ

Геймеры проводят в сети по много часов. Они привыкли платить за удовольствия: например, World of Warcraft обходится игрокам в $10 в месяц.

 

ОПАСЕНИЯ

Геймеры уже общаются на многочисленных форумах в интернете, и не факт, что создателям новой социальной сети удастся их переманить.

Родители и дети на Bibigosha.ru

ГОД ОСНОВАНИЯ 2008

ЛЮДИ

 

Аскар Туганбаев, бывший продюсер проекта Rutube.ru, заместитель директора телеканала «Вести» (входит в структуру ВГТРК вместе с детским каналом «Бибигон»), один из создателей компании TVX Media. Ян Хотетовский, продюсер проекта, раньше работал на НТВ и других телеканалах.

ИДЕЯ

Социальная сеть для родителей «Бибигоша» (Bibigosha.ru) выросла вокруг размещенной на одноименном сайте онлайн-игры для детей 3–7 лет. Дети на сайте могут нарисовать что-нибудь, разложить в определенном порядке фигуры или посмотреть мультфильмы. А родителям предлагают библиотеку справочных статей о детях, систему, которая отслеживает прогресс ребенка в играх «Бибигоши», и возможность консультироваться друг с другом. Запуск социальной сети потребовал, по словам Яна Хотетовского, «меньше $1 млн».

НАДЕЖДЫ

 

Привыкшие общаться в социальной сети родители согласятся платить за отчеты психологов об активности детей в играх, за виртуальные подарки, за инструменты для составления расписания ребенка с напоминанием в почту.

ОПАСЕНИЯ

«Родителям о детях» — один из самых перенасыщенных сегментов рунета.

Покупки на Kupivip.ru

ГОД ОСНОВАНИЯ 2008

 

ЛЮДИ

Оскар Хартманн, основатель владеющей сервисом Kupivip.ru компании «Приват Трэйд». До прошлого года — сотрудник российского отделения Boston Consulting Group. Ратмир Тимашев, совладелец инвестиционного фонда ABRT.

ИДЕЯ

«Шопинг-клуб» Kupivip.ru — калька с немецкого Brands4friends.de. Суть бизнеса — продажа прошлогодних коллекций известных торговых марок (Versace, Armani, Prada, Dior и др.) членам клуба, которые попали в него по приглашению других членов. Фонды Mangrove Capital Partners (создан одним из экс-совладельцев Skype), ABRT и венчурная компания «Арлан» вложили в создание Kupivip.ru $11 млн. Деньги тратятся на массированную баннерную рекламу на «Одноклассниках», которая принесла клубу 200 000 зарегистрированных пользователей.

 

НАДЕЖДЫ

Подобные шопинг-клубы очень популярны в Германии и во Франции, и именно поэтому, по словам Ратмира Тимашева из ABRT, инвесторы Kupivip.ru уверены в успехе.

ОПАСЕНИЯ

Успех проекта критически зависит от того, удается ли ему набрать большую клиентскую базу, в противном случае содержание склада может разорить компанию.

 

Разработчики новых социальных сетей на Apollopr.ru

ГОД ОСНОВАНИЯ 2007

ЛЮДИ

Константин Заславский и Алексей Низовских, разработчики платформы Apollo. Александр Галицкий, венчурный инвестор, основатель фонда Almaz Capital Russia Fund I.

ИДЕЯ

 

На социальных сетях можно зарабатывать, создавая не сами сети, а готовые решения, позволяющие другим создавать собственные социальные сети. Apollo Project — платформа, позволяющая создавать социальные сети для владельцев не компьютеров, а мобильных телефонов. Разработчики Apollo Константин Заславский и Алексей Низовских за полтора года создали платформу на собственные деньги, а потом отправились искать инвестора. В апреле Almaz Capital объявил о решении вложить в Apollo и еще в одну IT-компанию, Parallels, $11 млн (сколько в каждую — не раскрывается, но последняя компания гораздо крупнее).

НАДЕЖДЫ

Ниша социальных сетей с доступом через телефоны и смартфоны пока совершенно пуста и уже поэтому весьма перспективна, считает Александр Галицкий. Он надеется, что Apollo через 5–7 лет может превратиться в бизнес ценой в $1 млрд.

ОПАСЕНИЯ

 

Интерфейсами для выхода в социальную сеть с мобильных устройств давно обзавелись все крупные сети: «Одноклассники», «В контакте», Facebook и др. Не факт, что сложившаяся у этих социальных сетей аудитория захочет их покидать.

Книги на Litres.ru

ГОД ОСНОВАНИЯ 2006

ЛЮДИ

Алексей Кузьмин, владелец интернет-библиотеки Litportal.ru. Александр Долгин, совладелец предприятия по производству стального проката и металлической сетки «Союзнихром», создатель «рекомендательной» социальной сети Imhonet.ru, соинвестор Litres.ru.

 

ИДЕЯ

Книжный магазин Litres.ru — что-то вроде торгового кооператива, созданного владельцами сетевых библиотек FictionBook.lib, «Альдебаран», Litportal.ru, Bookz.ru и «Фэнзин». Магазин торгует не бумажными, а электронными версиями книг — ежедневно пользователи скачивают около 6000 книг средней ценой 32 рубля. Зачем посетители сайта вообще покупают электронные книги, если они могут совершенно бесплатно читать их в электронных библиотеках? Во-первых, смартфоны, нетбуки, видеоплееры и прочие устройства, позволяющие читать электронные книги, «понимают» определенные форматы файлов и их владельцам зачастую приходится пользоваться программами-конвертерами для скачанных книг. Это неудобно — многим проще заплатить несколько десятков рублей за книгу в нужном формате: Litres.ru поставляет файлы в любой форме. Во-вторых, в бесплатных библиотеках нет произведений популярных современных авторов, а на Litres.ru, который исправно платит отчисления писателям, есть и Лукьяненко, и Акунин, и Донцова. Создание магазина и покупка авторских прав у популярных авторов обошлась в $1 млн, утверждает гендиректор Litres.ru Алексей Кузьмин.

НАДЕЖДЫ

Магазин не только вышел на окупаемость, но и стал приносить прибыль. Это свидетельствует об успешности его модели, считает Алексей Кузьмин. По его словам, Litres.ru не собирается обращаться к инвестиционным фондам.

 

ОПАСЕНИЯ

Российские пользователи не привыкли платить за электронные книги: библиотеки типа свехпопулярной Lib.ru снабжали их чтивом бесплатно с начала 1990-х. Переубеждать потребителя сложно.

«Говорящие головы» на Iii.ru

ГОД ОСНОВАНИЯ 2009

ЛЮДИ

 

Игорь Ашманов, бывший исполнительный директор «Рамблера», владелец маркетинговой компании «Ашманов и партнеры», основатель новостного агрегатора «Новотека», агрегатора контекстной рекламы «Блондинка», создатель множества сервисов для продвижения интернет-сайтов.

ИДЕЯ

Неизвестно, будет ли когда-нибудь создан искусственный разум, но веб-разработчики давно пытаются привлечь посетителей сайтов с помощью электронных персонажей, которые вели бы себя «как живые». Зачем они нужны? Это удобные электронные «автоответчики», пригодные и для корпоративных сайтов, и для личных страничек в Сети. В англоязычном интернете крупнейший поставщик подобной услуги — сайт Mycybertwin.com, в русском такой проект пока один — iii.ru. Персонажи-«инфы», которых можно завести на iii.ru, требуют «обучения» владельцем искусству отвечать на десятки разных вопросов, зато потом «инф» оказывается способным поддерживать довольно длительную беседу. Игорь Ашманов, его жена Наталья Касперская и их партнер Александр Клячин вложили в проект $600 000. Сервис iii.ru открыли для регистрации «инфов» лишь в минувшем марте, сейчас у него около 27 000 зарегистрированных пользователей.

НАДЕЖДЫ

 

Для частных пользователей «инфы» бесплатны, а вот компаниям, которые соберутся использовать их, например, для ответов на вопросы клиентов, придется заплатить от 2500 рублей в месяц за каждого.

ОПАСЕНИЯ

В продажу «инфы» для компаний еще не поступили, поэтому неизвестно, каким окажется спрос на этот необычный товар (услугу, если говорить точнее).

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+