Сет Годин, автор бестселлеров по маркетингу, теперь бесплатно учит своих последователей, как начать собственное дело.
Маркетинговый гуру Сет Годин носит непарные носки и странные очки. Но девять учеников, сидящих за столом вокруг него, не обращают на это никакого внимания. Эмили Кейт Бойд, поэтесса из Атланты, рассказывает о своем проекте — она хочет создать фонд, который будет знакомить меценатов с нуждающимися талантами. «Как вы примените здесь «групповое мышление» и мудрость толпы?» — перебивает ее Годин, изъясняясь на своем фирменном маркетинговом жаргоне. Бойд рассчитывает, что, как только потенциальные покровители соберутся в одном помещении, они будут подталкивать друг друга к инвестициям.
Бойд и другие слушатели участвуют в программе «альтернативного MBA», которую Годин организовал в своем офисе в сонном городке Хастингс-на-Гудзоне (недалеко от Нью-Йорка). Они занимаются по пять дней в неделю в течение полугода, впитывая маркетинговые откровения лектора. Программа бесплатная. Но четверо участников забросили работу, двое уволились, двое ушли в неоплачиваемый отпуск ради занятий с Годином (гуру собственноручно разогревает им обед). Аллан Янг, один из участников, ушел сразу с двух работ, которые приносили ему $170 000 в год.
Занятия того стоят, считает Годин. Самомнения ему не занимать. «Это дар, который хотелось бы получить именно в молодости», — внушает Годин. Все слушатели прочитали его книги и большую часть из 3000 сообщений в его блоге. Они говорят на его языке. Они обсуждают, как преодолеть «яму» — период между началом нового предприятия и первым успехом (этому посвящена книга Година, изданная в 2007 году). Они надеются создать «фиолетовую корову» — что-то выдающееся, что поможет выделиться им самим или их предприятиям («Фиолетовая корова» — бестселлер Година 2003 года). Даже блог Samba (что значит «six-month alternative MBA» — альтернативный MBA за шесть месяцев), который они ведут по очереди, состоит из коротких предложений в стиле Година. Например, рассказ ресторатора Дэнни Мейера вдохновил учеников на такой пост: «Если хочешь выделяться, надо стать событием в жизни клиентов». Похоже, они уже переняли у Година его способность превращать правила маркетинга в яркие лозунги.
Годин всегда работал один, и он признает, что одинок. Идея альтернативного бизнес-обучения (сам Годин получил MBA по маркетингу в Стэнфордской бизнес-школе) родилась в ноябре прошлого года. Сперва он всего лишь искал последователей, которые помогли бы ему в работе над веб-сайтом Squidoo.com и другими проектами. Но потом Годин взял и написал в своем блоге: «Не ходите в бизнес-школу. Вместо MBA вы можете провести шесть месяцев в моем офисе».
Число откликнувшихся его удивило. «Опасность интернета состоит в том, что вы можете пройти путь от идеи до публичного предложения за 10 минут», — говорит он. По его словам, пост прочитали 48 000 человек и 340 подали заявки. В декабре он пригласил 27 соискателей на групповое собеседование. Они интервьюировали друг друга два часа. Три недели спустя девять отобранных учеников пришли в офис Година. Ради чего? «Моя задача: чтобы мне больше никогда не пришлось составлять резюме», — говорит Клей Херберт, директор по маркетингу консалтинговой компании Accenture, который взял отпуск.
Поначалу Годин надеялся, что ученики будут по четыре часа в день работать на него. Теперь он хочет, чтобы они сосредоточились исключительно на проектах, которые придумали сами, когда Годин попросил их изобразить свои идеальные занятия. «Их не увлекают мои проекты, — говорит Годин. — Их увлекают свои».
И их, конечно же, увлекает его успех. В 1990 году Годин создал маркетинговую компанию Yoyodyne (она предлагала разные товары участникам онлайновых игр и конкурсов). Восемь лет спустя Yoyodyne была продана Yahoo за $30 млн, а сам Годин до начала 2000 года занимал в Yahoo пост вице-президента по прямому маркетингу. С тех пор он написал 11 книг и основал еще два веб-сайта: ChangeThis для распространения идей в форме презентаций («манифестов») и Squidoo — сайт, на котором пользователи могут создавать страницы о собственных интересах, так называемые линзы. Годин пишет по книге каждые 12 месяцев, в этом году он прочитает более десятка лекций. Гонорар за каждую — в среднем $50 000.
Сын владельца фабрики и директора музейного магазинчика, Годин, по его собственным словам, начал читать книги о бизнесе в 12 лет. В 14 он уже заработал первые деньги — продавал распечатки биоритмов по $30. В 27 лет он стал поклонником протестантского лектора-мотиватора Хилари Хинтона Зиглара (Зига) и даже писал ему восторженные письма. Некоторые из нынешних рецептов Година напоминают проповеди Зиглара, только без упоминания Бога и с учетом наличия в мире интернета.
Его программа бизнес-обучения — выжимка из стандартного курса MBA. В лекциях Годин рассказывает о том, как представлять свой проект, принимать решения и искать источники финансирования. Что исключено из программы, так это корпоративные финансы и статистика. «Я специально сразу убрал сложные темы: по-моему, они отвлекают от главного», — говорит он.
Его ученики не тоскуют по математике. Они хотят научиться строить бизнес с нуля и достигать успеха. Двое уже собираются продавать учебные материалы для специалистов по многоуровневому маркетингу. Один из самых молодых слушателей, 24-летний Алекс Крупп, придумал конференцию, где продавцы товаров будут платить за то, чтобы их продукция попала к влиятельным блогерам. «Придется брать такси, потому что сумка с бесплатными товарами не пройдет через турникет метро. Это будет потрясающе!» — предвкушает он.
Годин клянется, что во все это верит. Студенты смогут включать его курс в свои резюме, но не должны рассчитывать на поддержку его прежних инвесторов. По крайней мере пока. Что получает Годин? Шесть месяцев в обществе отобранных им помощников по офису и веру в то, что он делает доброе дело, помогая людям развивать свои идеи. «Этот вид образования вытащит экономику из кризиса», — заявляет Годин. Можно не сомневаться: эта мысль точно войдет в очередной его пост или в новую книгу.