Morgan Motor зарабатывает на изяществе и малосерийном производстве
Пока американские автогиганты борются за выживание, небольшая английская фирма Morgan Motor Co. продолжает выпускать броские старомодные родстеры. Она была основана в 1909 году, когда Гарри Фредерик Стенли Морган в небольшой ремонтной мастерской собрал свой первый трехколесный экипаж. Morgan — самый старый в мире автопроизводитель, полностью контролируемый одной семьей. Сегодня у руля стоит 57-летний Чарльз Морган, внук основателя, высокий мужчина с низким голосом и быстрой походкой, предпочитающий костюмы в тонкую полоску.
Morgan выпускает 700 автомобилей в год на скромной фабрике площадью 2 га в холмистом Молверне, где карстовые воронки помечаются мелом, светящимся в темноте, чтобы туда не свалился случайный путник. Самая популярная модель, 4/4 Sport за $37 500, выпускается с 1936 года, очередь из желающих купить ее растянулась на 14 месяцев. У нее фирменный выпуклый нос, совиные фары, крошечное ветровое стекло и 1,6-литровый двигатель, который позволяет соперничать с более тяжелым (на 30%) двухместным кабриолетом Mazda MX-5. Стильную модель Aero 8 за $151 000 с алюминиевым шасси и лучшим соотношением мощности и веса, чем у Porsche 911 GT3, покупателю придется ждать девять месяцев.
Уникальный продукт, скромный размер и гибкость — вот три источника устойчивости Morgan в период кризиса. В начале 1930-х основатель компании снизил цену на свой первый трехколесный автомобиль на две трети, до 95 фунтов стерлингов ($6200 в сегодняшних ценах). Конкуренты налаживали массовое производство, и хозяин Morgan решил уклониться от лобового столкновения. Он ввел новую модель 4/4, которую выпускал малыми партиями, что помогло избежать перепроизводства во времена Великой депрессии. Реинвестирование прибыли сослужило ему добрую службу во время Второй мировой войны, когда правительство стало закупать у Morgan запчасти для самолетов.
Питер Морган, сын основателя, встал у руля во второй половине века. Он не стал расширять производство, сосредоточившись на поиске покупателей по всему миру. В 1980-е годы, когда продажи начали стагнировать из-за экспансии японских компаний на британском рынке, сын Питера Чарльз решил подключиться к семейному бизнесу. Он бросил работу телеоператора и поступил в Университет Ковентри, чтобы выучиться на инженера. «Я ужасно плохо разбирался в производстве автомобилей», — признает он.
Чарльзу хватило знаний, чтобы вместо экспансии сосредоточиться на повышении эффективности. Раньше рабочие праздно дожидались, пока будет готова вереница шасси, прежде чем начинать работу с кузовными панелями (усиленными, как всегда у Morgan, рамой из ясеня, которая отлично поглощает удары и облегчает конструкцию). Чарльз изменил производственный процесс, сократив потери рабочего времени. После этого на производство автомобиля стало уходить две недели вместо трех месяцев, объем выпуска увеличился на треть, до 550 автомобилей в год, а EBITDA выросла с 5% до 10%.
Следующее серьезное испытание выпало фирме в начале 2000-х, когда Европейский Союз повысил требования к безопасности и экологичности автомобилей (в Великобритании правила менее жесткие). Чтобы пройти испытания на соответствие правилам, Morgan разбил 10 машин. Это были серьезные, но разумные инвестиции, ведь сегодня на континентальную Европу приходится 60% выручки компании.
Как идут дела сегодня? Успешно. По прогнозу Чарльза, в этом году выручка вырастет на 14%, до $38,5 млн. Morgan выпускает машины только на заказ, у компании 18 дилеров в Великобритании, 13 — в Европе, 6 — в США и еще несколько во всем остальном мире. Клиенты вносят невозмещаемый аванс в размере 20% от цены. Заказы отменяются редко, примерно пять раз в год.
У Morgan нет долгов, и ни один из 155 сотрудников не был уволен из-за рецессии. Тем временем британские автопроизводители Jaguar и Land Rover просят поддержки у правительства; Bentley, выпускающая 7600 автомобилей в год, недавно перевела одну из своих сборочных линий на трехдневную рабочую неделю, а Aston Martin в Уорикшире уволил половину из 1200 сотрудников.
На будущее у компании есть проект автомобиля Morgan LifeCar, который должен работать на водородных топливных ячейках. Правительство оплатило половину из $2,5 млн, потраченных на создание рабочего прототипа, представленного на Женевском автосалоне в 2008 году. Остальные расходы взяли на себя Morgan и четыре партнера, включая Оксфордский университет и британское оборонное предприятие Qinetiq. Впрочем, в ближайшие три года алюминиевый автомобиль, который наполовину легче обычного стального, в серию запускать не планируется.
В этом году Morgan Motor исполнится 100 лет. При таком подходе к ведению дел фирма может даже пережить эру водородных двигателей.