Истории Ходорковского и Чичваркина вызывают всеобщее сочувствие. Но бывает и хуже.
В Подмосковном Подольске беспрецедентный случай — за решеткой работники целого предприятия. Это не подпольный цех или притон, а обычная аптека. Ее владелец Федор Душин до последнего верил, что ему удастся избежать тюрьмы. И не без основания. Ему и 12 сотрудницам аптеки инкриминировали всего лишь продажу лекарств без рецепта. Но приговор удивил даже прокуроров: Душину дали 7 лет колонии строгого режима, его подчиненным — разные сроки в колонии-поселении. Как такое случилось?
«Жестокость приговора просто возмущает, — говорит адвокат Евгений Черноусов, знакомый с материалами дела. — За 30 лет юридической практики я такого не припомню». По его словам, за подобное преступление обычно дают условный срок, а кто-то и вообще отделывается штрафом. Почему судья выбрал такую меру пресечения для молодых женщин, в том числе для матерей-одиночек, он не понимает.
Проблемы начались у Душина в мае 2006 года, когда сотрудницы его аптеки продали без рецепта «Буторфанола тартрат» (сильнодействующее обезболивающее, не занесенное, однако, в список наркотических средств). Покупателем оказался «подсадной» от Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН). Примечательно, что незадолго до этого предприниматель поссорился со своим партнером Вагифом Кулиевым, который, по словам Душина, имел связи в этом ведомстве.
Для предпринимателя, попавшего в переплет, Душин вел себя нетипично: он не пытался откупиться от следователей или сбежать за границу. Мало того, пока шло следствие, предприниматель занялся общественной деятельностью: стал принимать участие в пресс-конференциях, посвященных громким делам в отношении бизнесменов, давал интервью, писал обращения президенту. В одном из них он рассказал о преступных группировках Московской области, занимающихся организацией заказных дел против предпринимателей.
Это могло стать одной из причин строгого приговора суда, предполагает друг Душина, исполнительный директор общественной организации «Бизнес солидарность» Виталий Седнев. «После того как об этом написали СМИ, посыпались угрозы Федору от подольских: «Ты приговорен», — вспоминает он.
За несколько дней до приговора Душин был настроен оптимистично. «Я бежать не пытаюсь, — говорил он журналистам. — Все еще надеюсь на правду в нашей стране. Я поверил в слова президента «Хватит кошмарить бизнес». Оказалось, напрасно.