Сериал «за три копейки»? Примерно этого требуют сейчас от студий телеканалы
РУБРИКА: Сериалы
На военном полигоне недалеко от Ногинска (Московская область) ни звука. Под елями стоит бронетранспортер, с ним рядом — снеговик, увенчанный консервной банкой. Сидящий на борту БТР подросток в камуфляже лепит снежок. Абсолютную тишину взрывает рокот — на опушку выкатываются три танка. Паренек хватает лежащий рядом с ним автомат, спрыгивает с брони и начинает палить по врагу. «Стоп! — кричит сидящий в стороне режиссер. — Снято». На режиссерской «хлопушке» — название проекта: «Кремлевские курсанты».
Десятки актеров и статистов, настоящая военная техника… Время ли сейчас для съемок такого кино, если последние три месяца только и слышно о массовом сокращении бюджетов и закрытии телевизионных проектов? Телеканалы снизили закупочные цены на сериалы — в некоторых случаях сразу на треть. Компания «Амедиа» — поставщик пятерки ведущих каналов — заморозила около 70 проектов. Другая фирма, «Леан-М», из 16 сериалов оставила в живых семь. По словам сценариста Зои Кудри (сериалы «Граница», «Ликвидация»), большинству ее коллег «дали отбой» и новых договоров сейчас никто не заключает. Говорит гендиректор одной из продюсерских фирм: «Мне позвонили десятки людей, которых я в течение года не мог поймать, — режиссеры, операторы, сценаристы, актеры… Спрашивали, нет ли работы».
Российский рынок «мыльных опер» съежился. Если за сезон 2007–2008 годов наши телеканалы заказали примерно 2500 часов новых сериалов (вдвое больше, чем в среднем производится в год по всей Европе), то в этом году, по самым осторожным прогнозам, рынок ужмется не менее чем в полтора раза. Продюсеры оказались в нелепой ситуации: с одной стороны, актеры и сценаристы, раньше просившие огромные гонорары, готовы работать совсем за другие деньги, а с другой — найти средства стало на порядок труднее.
Снимающая «Кремлевских курсантов» компания «Костафильм» входит в холдинг СТС Media, чистая прибыль которого в 2008-м упала на 83% (до $22,4 млн). СТС решился на проект только потому, что «Курсанты» — сиквел сериала «Кадетство», имевшего в свое время высокие рейтинги. Естественно, прежде чем дать добро на продолжение, сериалу урезали бюджет.
Романтическую сагу о суворовцах, а затем курсантах Высшего военного командного училища придумал в 2004 году Вячеслав Муругов — продюсер РЕН ТВ и креативный директор «Леан-М». Поскольку на РЕН ТВ тогда уже шли снятые «Леан-М» «Солдаты» и еще одна армейская история ему была не нужна, Муругов обратился на конкурирующий канал, СТС. Президенту СТС Media Александру Роднянскому идея поначалу не понравилась. «Он опасался, как бы это не стало очередными «Солдатами». Тогда я рассказал ему о личном опыте, ощущениях подростка, выбравшего такой путь, — вспоминает Муругов, сам бывший суворовец. — Мы договорились, что сериал будет не про армию, а про поколение отцов и детей. То есть семейный, а не молодежный». Семейный сериал как раз подходил СТС — так можно «зацепить» более широкую аудиторию, привлекательную к тому же для рекламодателей. Ударив по рукам с Роднянским, креативный директор «Леан-М» во избежание конфликта интересов создал с друзьями отдельную продюсерскую фирму «Киноконстанта», которая позже была переименована в «Костафильм».
За одну серию «Кадетства» СТС согласился платить «Киноконстанте» $90 000 — примерно на 10% меньше среднерыночной стоимости производства сериалов. Но Муругов не остался без прибыли — он сэкономил на нескольких статьях расходов. Прежде всего на съемочных гонорарах (в российском кинопроизводстве половина бюджета обычно тратится на гонорары режиссеру, актерам, сценаристам и операторам). «Киноконстанта» почти половину основного актерского состава собрала из подростков, ни разу не снимавшихся или только пробовавших свои силы в кино. Ставка профессионального актера сериалов в то время составляла $400–700 за съемочный день. Главные герои «Кадетства» получали в несколько раз меньше. «Мы подхватили ребят в нужном возрасте», — признается Муругов. Чтобы не выйти за пределы утвержденного бюджета и держать молодежь в тонусе, в «Киноконстанте» установили строгий режим — в среднем три съемочных дня на одну 40-минутную серию вместо обычных 5–7 дней.
Премьера «Кадетства» состоялась осенью 2006 года. К тому моменту Муругов окончательно расстался с РЕН ТВ и перешел на СТС (хотя остался совладельцем «Леан-М»). Всего за пару недель сериал выбился в лидеры эфира, превысив по доле зрителей средние показатели канала. И если накануне премьеры СТС, не уверенный в успехе, почти не рекламировал «Кадетство», то, увидев хорошие результаты, занялся активным продвижением нового фильма. Москву завесили билбордами с портретами героев сериала. Юными актерами заинтересовалась пресса, а в 2007 году в издательстве «Амфора» вышла книга «Кадетство», написанная от лица одного из «суворовцев» Максима Макарова.
За два последующих телевизионных сезона «Кадетство» не сдало своих позиций. Доля сериала в аудитории от 6 до 54 лет составила 21% (на федеральных каналах программа, собирающая более 10% аудитории, обычно считается хитом). Творческий коллектив матерел и требовал все больших затрат. «Мы начинали работать с пацанами, а теперь говорим со звездами», — рассказывал Forbes управляющий директор «Киноконстанты» Евгений Мелентьев во время съемок второго сезона «Кадетства». Цена серии увеличилась для канала на 15%, но СТС внакладе не остался. По оценке Forbes, продажи рекламы только в рамках премьерного показа «Кадетства» составили не менее $250 000 на серию. Для сравнения: «Моя прекрасная няня» приносила в то время СТС около $200 000 рекламных сборов на серию при ее стоимости в $120 000.
«Киноконстанта» начала снимать для СТС еще два сериала и два шоу. Александр Роднянский, давно собиравшийся присоединить к СТС Media продюсерскую компанию, наконец-то определился. В начале 2008 года СТС Media договорилась о покупке «Киноконстанты», к тому времени переименованной в «Костафильм». История о суворовцах на момент сделки подошла к концу — «учеба» героев сериала в Тверском военном училище закончилась. Ниша сериала-«локомотива» в сетке СТС оказалась вакантной. Поклонники «Кадетства» настойчиво спрашивали на интернет-форумах: «А что дальше?» И Вячеслав Муругов придумал логичное продолжение — вчерашние кадеты поступают в Высшее военное командное училище. Так весной 2008 года родился проект «Курсантов».
СТС определил бюджет нового сериала в $120 000 на серию — опять несколько ниже рынка (РЕН ТВ, например, в 2008 году платил «Леан-М» $150 000 за каждую новую серию «Солдат»). Но проект обещал быть не менее экономичным, чем «Кадетство». По сценарию события происходят недалеко от Москвы — значит, не надо тратиться на долгие съемочные экспедиции. Из прежнего сериала взяли только четырех «звезд» — исполнителей ведущих ролей, к ним присоединились шестеро актеров-новичков. За лето 2008 года «Костафильм» успела отснять первые 40 серий «Курсантов». Премьеру сериала назначили на ноябрь.
Кризис смешал все планы. В октябре на рекламном рынке нарастала паника. СТС Media, чья капитализация к ноябрю упала в 10 раз по сравнению с пиковыми значениями, перенесла показ «Курсантов» на неопределенный срок (фильм вышел в эфир только в феврале), но от дальнейших съемок не отказалась. Просто проект сделали еще более экономичным: съемочный бюджет очередных 40 серий урезали на треть.
Руководству «Костафильм» ничего не оставалось, как подготовить творческий коллектив к новым реалиям. Гендиректор Константин Кикичев среди прочего использовал такой метод: запустил слух, что грядут массовые сокращения персонала. Люди запаниковали и насторожились. «Когда после этого «всего лишь» срезаешь зарплату, все радостно говорят «уф», — резюмирует глава «Костафильм».
Количество съемочных дней на серию пришлось сократить с трех до двух. В «Костафильм» придумали, как и это обернуть в свою пользу. Несговорчивым актерам сохранили размер суточного гонорара, но уменьшили число съемочных дней. Муругов, назначенный осенью 2008 года гендиректором СТС и генеральным продюсером СТС Media (в компанию помимо СТС входит еще канал «Домашний» и ДТВ), предупредил всех: с теми, кто «упрется рогом», церемониться не будут — герой по сценарию заболеет неизлечимой болезнью или его собьет машина. Перед режиссерами он поставил жесткую задачу: ускорить и удешевить съемочный процесс, но так, чтобы зритель этого не заметил. «Нам не нужна капля, красиво падающая с фуражки на асфальт», — поясняет свою политику Муругов.
По прогнозам экспертов, рекламный доход с «Курсантов» будет вдвое ниже, чем у «Кадетства». Но это не так плохо, учитывая, что для телевизионного рынка трудные времена только начинаются. «Третий квартал, период осенних премьер, будет самым сложным, — считает гендиректор «Амедиа» Александр Акопов. — Поэтому каналы создают запасы из уже сделанных вещей и успешных проектов, продолжать которые дешевле и надежнее, чем начинать новые. «Курсанты» — как раз такой проверенный продукт». Пока телеканалы не прогнозируют, как в 2010 году изменится сетка вещания из-за того, что стало сниматься меньше сериалов. Но они уже начали заполнять образовавшиеся пробелы повторами. В частности, РЕН ТВ собирается вынуть из архива подзабытые зрителями сериалы пятилетней давности и таким образом запустить в эфир псевдопремьеры.
На съемках звезды «Кадетства» Аристарх Венес и Саша Головин еще позволяют себе паясничать между дублями, развлекая операторов и осветителей, но в работу включаются моментально. Венес говорит, что экономия теперь — общая задача. «Мы, конечно, можем снять несколько очень красивых сцен, но потом денег не хватит на весь сериал», — рассуждает юный актер. Услышав команду режиссера, он бежит к своему БТР. Вокруг, стоя по щиколотку в снегу, осветители налаживают аппаратуру. Девушки-реквизиторы разбирают груду автоматов, касок и солдатских ремней. Неподалеку курят танкисты с черными от гари лицами — настоящие курсанты военного училища. Они работают «за интерес». Мелочь, но все же выгода для «Костафильм».