Почему сеть фитнес-клубов Snap растет, когда конкуренты разоряются
Вечер буднего дня. десяток мужчин 30–40 лет крутят педали велотренажеров и поднимают штанги в клубе Snap Fitness на оживленной магистрали городка Пайн-Брук (штат Нью-Джерси). Члены клуба приезжают сюда в спортивных костюмах, а после тренировки, не приняв душа, едут прямо домой. «Здесь нет очередей и все дешево, — говорит Ричард Прохов, один из членов клуба. — Я просто захожу и занимаюсь».
Snap Fitness — это 910 клубов, причем 60 из них открылись в прошлом декабре. Да-да, сеть тренажерных залов растет во время рецессии. Притом что популярная в США сеть Bally’s Total Fitness недавно попросила защиты от кредиторов по Закону о банкротстве. В чем секрет? Круглосуточные клубы Snap Fitness дешевы и удобны. Членский взнос составляет всего $35 в месяц, и членство легко можно отменить или приостановить, не платя штраф; в клубах уже 400 000 членов.
Тренажерные залы Snap Fitness маленькие, всего 230 кв. м, с минимумом оборудования. Как правило, в наличии пять беговых дорожек, пара велотренажеров, пять кардиотренажеров и снаряды для силовых упражнений. Здесь нет обучающих занятий, спа-салонов, детских комнат и баров со свежевыжатыми соками. Лишь в некоторых клубах есть душевые. В большинстве заведений персонал присутствует лишь 25–40 часов в неделю. «Мы предлагаем максимально дешевый фитнес», — говорит директор и основатель Snap Fitness Питер Таунтон.
Сеть работает по франчайзингу. Большинство из 820 владельцев клубов вложили в бизнес всего $175 000, многие работают в съемных помещениях. Капитальные расходы включают $120 000 за оборудование, телевизоры, систему карт-пропусков, камеру видеонаблюдения и единовременный взнос $15 000 за лицензию. После этого франчайзи платят Snap $400 в месяц плюс 50 центов за каждого члена клуба. Кроме того, головная компания получает $5 за каждую выпущенную карточку-пропуск и еще $5 за установку биллинговой системы. (Для сравнения: сеть женских фитнес-клубов Curves взимает $30 000 за лицензию и ежемесячные отчисления в размере до $800.) При 275 членах франшиза окупается всего за три месяца. После того как подписан договор аренды, зал можно оборудовать и открыть за 10 дней. «Мы отправляем свой трейлер, в котором есть уже практически готовый клуб, нужно только все распаковать», — говорит Таунтон.
Для некоторых франчайзи тренажерный зал — это побочный бизнес, 60% из них не принимают активного участия в управлении и имеют другую постоянную работу. У держателей франшизы есть доступ через интернет к отчетам о доходах и числе посетителей. Они могут удаленно следить за клубом, пользуясь камерой наблюдения. «Владеть таким тренажерным залом легко, — говорит Таунтон потенциальным франчайзи на еженедельной телефонной конференции. — Вам нужен только веб-браузер».
Большинство посетителей его клубов — семейные люди от 35 до 55 лет. У них нет времени рассиживаться за чашечкой капучино или флиртовать с девушкой на соседнем тренажере. Многие живут в радиусе трех километров от зала. Часто, признает Таунтон, женщины и потенциальные франчайзи интересуются безопасностью тренажерных залов. Он ручается за спокойствие. Вход в клуб по членским карточкам. На стенах есть тревожные кнопки. До сих пор, говорит Таунтон, произошел всего один инцидент: подросток вломился в Snap, чтобы украсть телевизоры. (Франчайзи, кстати, платят Snap $255 в месяц за страховку оборудования.)
Таунтон вынашивал концепцию сети клубов с 2003 года, и сегодня она успешна. В 2008 году операционный доход составил $10 млн, почти вдвое больше, чем годом ранее, а выручка выросла на 67% до $30 млн; с января по ноябрь компания продала 483 франшизы. Уже есть клубы в Канаде, Мексике и Индии. Планируется открыть заведения в Австралии и Новой Зеландии. Чтобы покрыть $5-миллионные расходы на развитие сети за рубежом, Таунтон продал в прошлом мае пакет акций инвестиционной группе Summit Partners из Бостона. Сегодня основателю принадлежит лишь 60% компании. Зато в ближайшие пять лет он рассчитывает открыть еще 5000 тренажерных залов по всему миру.
Таунтон не был первым, кто открыл в Америке круглосуточный тренажерный зал с минимальным оснащением. Чак Раньон, совладелец сети Anytime Fitness, даже выразил сожаление по поводу того, что Таунтон «наживается, удачно скопировав их бизнес». Однако по сравнению с конкурентами Таунтон предоставляет членам клубов больше возможностей. Snap позволяет им считать свои визиты, проходить медицинское обследование и составлять планы занятий и диеты через интернет.
В концепции Snap Таунтон воплотил все идеи, которые появились у него за двадцать с лишним лет управления фитнес-клубами. Бросив колледж ради профессиональной игры в ракетбол, он вскоре вернулся домой безработным. Владельцы тренажерного зала в его родном городе Уилмар (штат Миннесота) предложили ему $16 000 в год за управление убыточным клубом, который тогда назывался Kandi Kourts. В первый год под его началом убытки составили, по словам Таунтона, $40 000 при выручке $340 000. «Я работал, засучив рукава, от звонка до звонка», — вспоминает он. Шесть лет спустя, в 1982 году, он выкупил доли остальных владельцев за $450 000. В 1990-м переименовал клуб в America’s Fitness, заложил его в банке, а на полученный кредит открыл несколько заведений в окрестностях самого большого в родном штате города Миннеаполис.
Двадцать лет Таунтон возглавлял America’s Fitness и, по его словам, был сыт по горло обязательствами и растущими издержками, которые превысили $1,5 млн. В 2002 году он продал пять тренажерных залов за $3 млн. Обдумывая следующий бизнес, предприниматель составил список необходимых вещей для простого тренажерного зала. Так начался Snap Fitness.
Таунтон уверен, что Snap в ближайшее время привлечет еще больше франчайзи, поскольку многие ищут работу. Он также готов поручиться, что в этом году в Snap придут 300 000 новых членов, отказавшихся от более дорогостоящих тренажерных залов. «Люди получают здесь то, что им нужно, — говорит Таунтон, — и приходят снова и снова».