Частному программисту, юристу и консультанту достаточно взять в аренду стол с телефоном. Владельцы центра Co-pie пытаются вырастить на этом бизнес
Представьте себе типичный московский офис после новогодних праздников. В большом зале — ряды пустующих столов, со стен свисают мишура и разноцветные шары. Лишь в дальнем углу сидят за ноутбуками два человека. Какие-то трудоголики решили выйти на работу пораньше? Ничего подобного. Это арендаторы. И зал — не корпоративный офис, а центр под названием Co-pie.
Такие помещения еще называют коворкинг-центрами, от английского coworking — «совместная работа». Считается, что пионером этого бизнеса был американский программист Брэд Ньюберг. В 2005 году он предложил всем желающим в субаренду свободные рабочие места в офисе, который снимал для себя. Сейчас в энциклопедии коворкинговых центров coworking.pbwiki.com зарегистрировано 226 подобных помещений в 39 странах. По пути Ньюберга идут и некоторые мелкие российские фирмы. Доска объявлений на одном из интернет-порталов пестрит сообщениями типа: «Сдаю в аренду шесть рабочих мест в офисе на 12 мест». В прошлом году в России стали появляться и настоящие коворкинг-центры. Сейчас их 10. Co-pie открылся в Москве в августе и пока остается крупнейшим.
Дмитрий Кузнецов, соучредитель и директор Co-pie, создал коворкинг-центр от безысходности. Фрилансеры, начинающие предприниматели и мелкие фирмы даже в изобильные годы редко могли арендовать для себя полноценный офис. Кузнецов работал в группе программистов-надомников и мечтал о нормальных условиях. «Мы не могли себе позволить снять даже 100 кв. м, — вспоминает он. — И тут на одном интернет-форуме я прочитал о коворкинге».
Однако вместо того, чтобы подселиться куда-нибудь, Кузнецов сам решил заработать на тех, кому некомфортно трудиться дома. Партнеров он нашел среди знакомых. Елена Тихомирова — директор фирмы-разработчика электронных учебных программ — взялась за подготовку бизнес-плана Co-pie. Она же внесла в совместный бизнес права аренды на четыре месяца 700 кв. м в здании вуза недалеко от Саввинской набережной в центре Москвы — эту площадь раньше занимала ее фирма. На покупку офисной техники, канцелярских принадлежностей и всего необходимого для кухни потребовалось всего 200 000 рублей. От установки компьютеров Кузнецов отказался — многие фрилансеры все равно предпочитают собственные ноутбуки. Рабочий стол с телефоном плюс возможность пользоваться комнатой для переговоров, факсом, ксероксом и услугами секретаря-администратора создатели Co-pie оценили в 12 000 рублей в месяц.
Незадолго до открытия центра Кузнецов занялся рекламой проекта. Он решил обойтись интернетом, размещая информацию на сайтах бесплатных объявлений и форумах. Первым арендатором Co-pie стал инвестиционный фонд Adventure, снявший на три месяца 12 мест. Потом к ним присоединились несколько программистов-одиночек. «Полгода мы с напарником пытались работать дома и очень мучились. Обстановка нерабочая, жены надоели, кошки надоели», — рассказывает клиент Co-pie Павел Голубев, разработчик интернет-игр.
К концу третьего месяца существования Co-pie Кузнецов понял, что вала клиентов не будет. В основном к нему приходили люди из сферы IT. При вместимости в 150 рабочих мест постоянно в центре трудились в среднем десять человек, а более 35 арендаторов одновременно в Co-pie никогда не было. Среднемесячная выручка — около 150 000 рублей — еле-еле окупала текущие расходы. Проект нуждался в корректировке. Многих потенциальных арендаторов отпугивало отсутствие отдельного входа в офис и открытое, без перегородок, пространство. Наконец, 700 кв.м площади — пусть даже недалеко от центра города — это слишком много. Лучше иметь несколько небольших офисов в разных районах.
В январе Кузнецов с партнерами перенесли коворкинг-центр в недорогое офисное здание, переделанное из бывшей фабрики в районе Севастопольского проспекта. Теперь Co-pie занимает всего 300 кв.м. На новое место согласились переехать 10 его прежних клиентов. Здесь есть отдельный вход, при желании от соседей можно отгородиться. Пока новый офис заполнен коворкерами на три четверти. Аренда обходится Co-pie в 250 000 рублей в месяц. 51 арендатор приносит около 300 000 рублей (кто-то платит по долгосрочным контрактам 8000 рублей, остальные — по 10 000 рублей). На разницу удается содержать директора, секретаря и покупать бумагу для принтера и кофе.
В Co-pie предвидят неизбежную ротацию клиентов. По мнению Елены Тихомировой, если бизнес у арендаторов будет развиваться успешно, то общее пространство перестанет их устраивать. «Им все равно придется искать отдельный офис», — констатирует она. Удерживать старых и привлекать новых клиентов в Co-pie рассчитывают за счет того же общего пространства. Концепция коворкинга предполагает налаживание партнерских отношений между соседями по офису. Сейчас снимающий рабочее место в Co-pie юрист предоставляет свои услуги другим коворкерам. Пока в офисе Кузнецова может арендовать стол представитель любой профессии, но в ближайшем будущем здесь начнут отбирать арендаторов по принципу взаимной полезности. «Мы хотим, чтобы каждый каждому был рынком», — поясняет Елена Тихомирова.
Учредители Co-pie хотят за несколько лет создать в Москве сеть коворкинг-центров, в каждый из которых будут приглашены представители взаимно полезных профессий. Но это планы. Сменив место и формат центра, Кузнецов по-прежнему рекламирует Co-pie на интернет-форумах и досках объявлений. Он считает, что при нынешнем масштабе проекта тратиться на рекламную кампанию неразумно.
Опыт конкурентов Co-pie показывает: коворкинг-центры пока что интересны узкому кругу одиночек. У владельца одного из московских центров, расположенного в районе станции метро «Парк культуры», места арендуют бухгалтеры, аудиторы, финансисты, юристы и страховые агенты, работающие как фрилансеры. По наблюдениям бизнесмена, даже мелкие предприниматели не готовы переезжать из отдельного офиса на Садовом кольце в «коммуналку». И это особенность не только столицы. «Коворкинг привлекает мало людей: из 20 человек, заинтересовавшихся услугой, клиентом становится лишь один», — замечает Алексей Глазков, директор центра «Башня» в Екатеринбурге.
Кризисная ситуация на рынке офисной недвижимости добавляет неопределенности. «Ставки аренды стремительно падают, и предпринимателю удобнее будет снять отдельный кабинет в каком-нибудь институте, чем в «коммуналке», — считает управляющий партнер риелторской компании «Новое качество» Михаил Гец.
Тем не менее Кузнецов надеется на успех. Перед заключением контракта с очередным клиентом он лично проводит собеседование, на котором выясняет, может ли претендент ужиться с соседями. Лучше отказаться от одного арендатора, чем разочаровать нескольких.