Коррупция — не главный барьер для инвестиций
Когда пять лет назад в мире появилось понятие BRIC, Россия в этом перечне стран (Brazil, Russia, India, China) стояла на последнем месте по инвестиционной привлекательности. С тех пор (до начала глобального финансового кризиса) для очень многих компаний она стала страной №2 и даже №1. Условия изменились к лучшему? Нет. Просто выросла прибыльность инвестирования в Россию. Многие американские корпорации получают тут более высокую прибыль, чем от своих «дочек» в Китае. Я даже знаю случаи, когда они перебрасывали капиталы из Китая в Россию. Но по объемам инвестиций Россия по-прежнему и с большим отрывом отстает от своих коллег по BRIC. Дело в том, что наравне с прибыльностью инвесторов всегда интересуют правила игры. А в России они все так же непонятны и непредсказуемы.
Россия не единственная страна с бюрократией и коррупцией, так что не они главный барьер для инвестиций. Правила игры — вот в чем проблема. Здесь они могут резко меняться. Важные для бизнеса законы нередко принимаются неожиданно, их долгосрочные последствия не всегда просчитываются. Поведение властей, в отличие от того же Китая, сильно различается на разных уровнях. В то время как первые лица государства говорят о важности иностранных инвестиций для экономики, некоторые ведомства ведут себя так, будто это их не касается («кошмарят бизнес», по словам президента Медведева). Таких противоречивых сигналов бизнес получает слишком много.
На мой взгляд, России не хватает системы предварительного информирования бизнеса о законодательных инициативах. В США каждый законопроект, касающийся того или иного рынка, обязательно публикуется и открыто обсуждается. Любая заинтересованная сторона может направить свои комментарии к нему в соответствующее ведомство — на это дается месяц. В России компании нередко узнают об изменениях в правилах ведения бизнеса постфактум и в спешном порядке приспосабливаются к ним.
Большая головная боль для инвесторов в России — отношения с таможенниками и налоговиками. Расследования и проверки могут длиться месяцами — гораздо дольше, чем в других странах. Когда же в итоге принимаются какие-то решения, то зачастую нет никакой ясности, что же послужило основой для объявленных санкций. У чиновников на все один ответ: «Если вы не согласны, подавайте иск».
Не буду отрицать — за последние годы арбитражная система в России заметно улучшилась. По крайней мере иностранцы теперь знают: если они обращаются в суд, у них есть шанс выиграть (такие случаи были). Но судебная система очень неоперативна. Да, шанс на победу есть, но борьба отвлечет много сил. Не надо забывать, что помимо налоговиков есть еще пожарная, санитарная и прочие инспекции. Все вместе они способны изрядно испортить инвестору жизнь.
В 1920–1930-е годы налоговая служба в США тоже терроризировала людей и бизнес. Ее единственной задачей было собрать как можно больше денег. Другие надзорные ведомства вели себя ненамного лучше. Этот «порядок» надо было менять, и в Америке сложилась особая система урегулирования споров власти и бизнеса. Существует она вне обычной судебной системы. При каждом правительственном агентстве есть служба, куда могут обращаться все несогласные с его решениями. Причем любая компания вправе запросить проведение публичных слушаний. Обе стороны отстаивают свою правоту перед административным судьей, который обязан вынести вердикт не позже чем через 30 дней. Определенный свод правил обеспечивает независимость судьи от агентства, при котором он работает. И стать им может только эксперт в той области, за которую ему предстоит отвечать.
Можно ли скопировать такую систему? Думаю, да. Разумеется, ввести ее в короткий срок будет очень непросто. Но все же это гораздо легче реформирования всей судебной системы. Почему бы не начать с той структуры, где возникает наибольшее число проблем? Или с той, где легче всего можно внедрить механизмы независимых решений? Важно создать прецедент, который станет основой становления системы в целом.
Все те проблемы, которые я упомянул, касаются и российских компаний (они, кстати, тоже могут быть интересны иностранным инвесторам). Крупный бизнес еще имеет ресурсы, позволяющие отстаивать свои права. Для среднего и малого бизнеса эти проблемы становятся уже угрозами. У российского правительства сегодня масса объективных поводов отвлечься на решение других, тоже очень важных вопросов: инфраструктурные проекты, электроэнергетика и так далее. Но если оно хочет по-настоящему развивать экономику, то должно создать условия, при которых невозможно незаконное давление на бизнес. Перейти от риторики к действиям.