Время кустарей-одиночек ушло в прошлое? Все только начинается!
Издатель обучающих детских аудиопрограмм Елена Качур выпускает по диску в месяц. Кризис ей не помеха, наоборот, в декабре вышли сразу два диска с участием самого популярного ее персонажа Чевостика. Качур значится и автором, и режиссером-постановщиком. Тексты для новых программ она пишет дома, а помещение для офиса продаж снимает в полуподвале московской жилой пятиэтажки. А если добавить, что Качур умудряется производить свои сказки без штата сотрудников, заказывая часть работ на стороне и экономя на соцналоге, то ее бизнес-модель и вовсе кажется образцовой на фоне крупных фирм, обремененных неподъемными в кризис расходами на аренду и персонал.
Записью и продажей дисков выпускница факультета почвоведения МГУ Елена Качур занимается второй десяток лет. Сначала она делала альбомы в стиле ретро, потом детские сборники классической музыки. Всего Качур издала около 200 разных дисков, включая 32 серии детской аудиоэнциклопедии с Чевостиком — на них в последнее время приходится почти половина продаж. Самые популярные записи — программы «Как устроен человек», «Динозавры и другие пресмыкающиеся», «Полеты в космос». Отрывки из энциклопедии транслируются на «Детском радио»: у Качур с радиостанцией контракт до конца года.
К идее создания обучающих программ Елена, мать двоих детей, пришла, обнаружив, что качественного продукта в этом сегменте нет. Сначала тексты писались специально нанятыми авторами. Один из них получил задание создать аналог советского Почемучки и придумал имя Чевостик. Но потом от их услуг пришлось отказаться. «Люди с гуманитарным образованием не могут переключиться и писать, например, про двигатель внутреннего сгорания или про систематику пресмыкающихся», — объясняет Качур. Теперь сценарии для «Чевостика» она пишет сама, штудируя учебники и энциклопедии. «Я могу практически экзамен сдавать после того, как напишу программу», — шутит предприниматель.
Для записи программы Качур арендует профессиональную студию и приглашает проверенных актеров. Она контролирует каждый этап озвучки. «Когда мне кажется, что актер сказал что-то не с той интонацией, — говорит предприниматель, — я прошу перечитать, повторить, доиграть, дожать». Она следит за тем, чтобы все слова произносились правильно, а окончания не проглатывались. После того как звукорежиссер сведет записанные диалоги, Качур прослушивает запись, стараясь исправить все дефекты. Потом она отмечает, куда подложить шумы, чтобы оживить текст, где должна звучать музыка, написанная специально для этого диска. «Это не выставляется нажатием одной кнопки, — объясняет предприниматель, — это делается именно на слух». Когда вся программа сведена, Качур снова ее слушает, стараясь довести до совершенства. «Меня страшно напрягает плохой звук, — рассказывает она. — Я все делаю как для себя». Чтобы не испортить хороший звук плохим оформлением, Качур не дает спуску и дизайнерам обложек. Обычно над новым диском работают 10–15 человек в течение 3–4 недель.
Усилия Качур приносят неплохой результат. Свою выручку она не раскрывает, но, по данным системы раскрытия информации «СПАРК», объем реализации ее дистрибьюторской компании «ТОП Интертейнмент», занимающейся продажей программ, в 2007 году составил 13 млн рублей. Это около 200 000 проданных дисков. Последние пару лет выручка растет на 50% ежегодно. Прибыль за позапрошлый год небольшая, 464 000 рублей, но она из года в год удваивается.
По словам главы студии «Звуковая книга» Любови Козловой, которая продает продукцию Качур с августа, диски с Чевостиком менее популярны, чем советские аудиосказки вроде «Незнайки» или «Волшебника Изумрудного города». «Но они выпустили достойный продукт, — признает Козлова. — Моя двухлетняя внучка с удовольствием слушает диск про динозавриков, 10-летний внук — про астрономию».
Растущее число поклонников Чевостика позволяет Качур уверенно смотреть в будущее. Кризис ей даже на руку: вместо дорогих игрушек многие родители скорее купят ее диски по 80 рублей. Кредитов Качур принципиально не берет. Постоянные сотрудники работают только в ее дистрибьюторской фирме, так что она легко может варьировать расходы на персонал в зависимости от условияй. «Это русский бизнес, это настоящий бизнес», — с гордостью говорит она.