Что бывает, если пожаловаться президенту на произвол милиции
Больше года назад в офис московской компании «ВинЛанд» стремительно вошли несколько человек и потребовали у персонала учредительные документы. Когда сотрудница «ВинЛанда» попыталась сфотографировать происходящее, один из гостей начал ее душить, вырывая из рук мобильник.
Пришедшие оказались сотрудниками ОБЭП по Северному округу столицы, а душитель женщин — понятым, которого они привели с собой. По оперативным данным, среди контрагентов компании были фирмы-однодневки, и милиционеры заподозрили ее в неуплате налогов. Прокуратура отказала в возбуждении уголовного дела. Но для Питера Винса, хозяина фирмы с оборотом $8 млн, неприятности на этом не закончились. Летом прошлого года в его компанию снова пришли — на этот раз ОБЭП по Западному округу.
Такие рейды — рутина отечественной правоохранительной системы. Обычно сторонам удается договориться, не доводя конфликт до возбуждения уголовного дела. Но на этот раз клиент попался несговорчивый.
При советской власти Винс был диссидентом и даже сидел за решеткой по статье «Тунеядство». В 1979 году его с отцом выслали из СССР. Вернувшись на родину, в 1994 году Питер основал «ВинЛанд» и занялся международными перевозками, импортом медоборудования и алкоголя. По старой памяти Винс уже девять лет финансирует премию «Журналистика как поступок» имени Андрея Сахарова. Размышляя о своих неприятностях, Винс полагает, что налоговые претензии — это способ наказать его за финансирование диссидентов нашего времени. «В СССР меня тоже посадили не за правозащитную деятельность, а за тунеядство», — говорит Винс, настаивая на том, что всегда платил все налоги.
Череда проверок не прошла бесследно. От услуг «ВинЛанд» отказались Peugeot и John Deer. «В бизнесе не любят, если у тебя проблемы», — констатирует Винс. Вдохновившись словами президента Медведева, который велел чиновникам прекратить «кошмарить» бизнес, он пожаловался в Кремль на своих преследователей. «Я устал, мои сотрудники устали, устала от произвола вся страна», — писал Винс. Адвокаты отговаривали его от идеи жаловаться в администрацию президента, но он настоял на своем.
Из администрации письмо Винса перекинули в Минэкономразвития, оттуда в прокуратуру, оттуда в милицию. В декабре было возбуждено уголовное дело по статье о неуплате налогов. «Я думаю, что шансов у нас мало, когда такая машина вступила в действие», — не скрывает пессимизма Винс, который руководит фирмой из-за границы. Следователь Сергей Цибулин, ведущий дело «ВинЛанд», говорить с Forbes отказался.
Председатель некоммерческого партнерства «Бизнес Солидарность» Яна Яковлева называет случай Винса классическим: трудно найти в России фирму, которая никогда не имела дел с «однодневками», так что перед силовиками открывается безграничное поле для творчества. Единственное, что, по ее мнению, отличает Винса от многих других, — «менталитет иностранца, который не понимает, почему он должен платить».
Теперь, наверное, понял.