В основе нового бизнеса должна лежать яркая идея. Как она приходит на ум бизнесмену?
Олег Тиньков, председатель совета директоров банка «Тинькофф. Кредитные системы»
Примеры проектов: пельмени «Дарья», пиво «Тиньков»
Если нужны хорошие идеи, надо несколько часов вообще не думать про бизнес. Я часто катаюсь на велосипеде по 3–4 часа, проветришь голову — сразу по-другому мыслить начинаешь, более ярко, четко. В принципе удачные идеи могут появиться в самых разных местах и ситуациях. Идею «Дарьи» я принес из питерской сауны, где познакомился с греком, торговавшим оборудованием для тарталини. Бывает, что новый проект — это озарение; бывает, мысли копятся «капля за каплей», пока не наберется критическая масса. И еще: я стараюсь советоваться с профессионалами, если нужны какие-то решения. А вот в книжки за идеями не лезу.
Дмитрий Буряк, основатель группы компаний B&S
Примеры проектов: товары для здоровья Vision, сок BotaniQ
Настоящие венчурные проекты часто появляются из конфликта предпринимателя и профессионального менеджмента. По-моему, это единственный способ сдвинуть дело с мертвой точки, особенно когда риски просчитать сложно. Мой управляющий директор — математик и финансист. И если я подхожу ко всему с эмоциональной точки зрения, то он все «цифрует». Это большой плюс в нашем тандеме. Мои эмоции и интуиция часто сталкиваются с его рациональностью. Я сам постоянно чего-то хочу, что-то разрушаю, меня не устраивает время, которое занимает принятие решения. А он все приводит в порядок.
Андрей Коркунов, председатель совета директоров Одинцовской кондитерской фабрики
Примеры проектов: шоколад «Коркунов», сухарики «Воронцовские»
Я предпочитаю провоцировать на предложения тех, с кем работаю. Это не то чтобы мозговой штурм — я не собираю людей вместе, а просто месяц-полтора слушаю их мнения, задаю вопросы, а в голове у меня что-то созревает. И когда мне все становится ясно, я собираю коллег и говорю: будем делать то-то. Причем нередко получалось как в пословице — выслушай всех и сделай по-своему. Я слушал, но принимал противоположное решение, хотя люди высказывались «против». Но у нас сейчас примерно 50% объема продаж дают продукты, придуманные именно таким образом.
Александр Шустер, председатель совета директоров компании «Мастерфарм»
Примеры проектов: лекарственные препараты «Арбидол», «Флюкостат»
Я и сам не знаю, как рождаются идеи. Но когда я что-то вынашиваю, то начитываю материалы по теме: специальную литературу и статьи, отраслевые журналы. Вот есть такой журнал Yellow Script, малоизвестный в России, но очень важный на Западе. Он от первой до последней страницы посвящен анализу фармрынка на глобальном уровне. Очень интересный и полезный. Если идея возникла, начинаю ее прорабатывать: запрашиваю в маркетинге цифры, сам анализирую рынок, потом обращаюсь за консультациями к специалистам, потом собираемся с партнером и вдвоем решаем — нужно ли эту идею воплощать.
Сергей Выходцев, президент компании Velle
Примеры проектов: напитки Invite, каши «Быстров»
Больше всего идей приходит мне в голову, когда я забираюсь куда-нибудь в полную глушь. Именно поэтому я купил землю и построил ранчо на Байкале — до железной дороги 100 км, не говоря о том, что никакие телефоны не ловят. Для размышлений самое благоприятное место. Там , например, у меня родилась идея проекта Velle. Но вообще-то исходный материал, полуфабрикат всех моих проектов, «обитает», как правило, в офисе — я очень люблю мозговые штурмы, у меня креативные сотрудники, и я двумя руками за то, чтобы они постоянно «кипели» идеями.