Растущие марки
бла
295%
Россиянка подсолнечное масло
Владелец: Солнечные продукты
Год создания: 1974
Продажи: 3 млрд руб.
Московский жировой комбинат первым в СССР стал разливать масло по бутылкам. «Вкус, знакомый москвичам уже тридцать лет» — под таким девизом холдинг «Солнечные продукты», владеющий комбинатом, начал продвигать «Россиянку» пять лет назад. В 2006 году недорогое масло стали разливать на заводе компании под Саратовом. Продажи шли ни шатко ни валко. Тогда в компании сообразили, что их конкуренты — не известные бренды, а безымянная продукция мелких игроков: на марку повысили цену, запустили рекламу, продавать стали по всей стране. Несмотря на рост цен на подсолнечник, «Россиянка» почти не дорожала — холдинг закупил сырье заранее. Результат: по данным компании «Бизнес налитика», за год доля марки выросла в пять раз, до 4,1%.
167%
Gold Mine Beer пиво
Владелец: Efes
Год создания: 2005
Продажи: 10,4 млрд руб.
Рецепт успеха пива, придуманного маркетологами татарстанской компании «Красный Восток», прост: якобы иностранное название, обильно украшенная золотом этикетка, массированная реклама, доступная цена. До этого технологию обкатали на марке «Чешский стандарт», не имевшей к пивоварам из Чехии никакого отношения. После покупки «Красного Востока» турецкой компанией Efes в 2006 году «Чешский стандарт» канул в лету, а вот пиву Gold Mine повезло больше. В Efes решили сделать Gold Mine национальным брендом и не прогадали: продажи бурно растут. Видимо, в россиянах по-прежнему сильна тяга задешево (розничная цена бутылки около 15 рублей) приобщиться к красивой жизни.
104%
Пять озер водка
Владелец: Омсквинпром
Год создания: 2001
Продажи: 13,9 млрд руб.
Каковы шансы водочной марки, созданной на региональном заводе, стать одной из самых продаваемых в стране? Да почти никаких. По телевизору алкоголь рекламировать нельзя. А тираж самых популярных изданий не превышает 3 млн экземпляров. Как заявить о себе потребителю? Покупатель может узнать о новой водке, увидев продукт в магазине. В «Омсквинпроме» не пожалели сил и денег на тщательную работу с дистрибьюторами, выбрав в каждом российском регионе одного, лучшего, и предложив ему привлекательные условия сотрудничества. Теперь сибиряки пожинают плоды — «Пять озер» уверенно занимает третье место в списке самых популярных водочных брендов, уступая лишь «Зеленой марке» и «Путинке».
61%
Простоквашино молочные продукты
Владелец: Юнимилк
Год создания: 1999
Продажи: 11,3 млрд руб.
Холдинг «Юнимилк» наконец обзавелся полноценным федеральным брендом. Использовать героев популярного мультфильма придумали на питерском молочном комбинате «Петмол», марка неплохо продавалась, но в основном на Северо-Западе. В 2002 году, после поглощения «Петмола», бренд решили продвигать по всей стране. Разработка упаковки, ассортимента, ценовой политики и логистики затянулась почти на четыре года. Первая федеральная реклама запущена только в 2008 году. За год «Простоквашино» почти догнала лидера рынка, молоко «Домик в деревне».
47%
Русское море рыба и морепродукты
Владелец: Русское море
Год создания: 1998
Продажи: 6 млрд руб.
Легко рапортовать о росте продаж с нуля, раскрученный бизнес наращивать сложнее. Крупнейший рыбный импортер продвигает свою марку с 2004 года и продает больше сельди, икры и рыбной нарезки, чем кто-либо из конкурентов. Зонтичный бренд позволял торговать какими угодно морепродуктами, и компания сыграла на этом. В ассортименте появились роллы и коктейли из морепродуктов, а рекламная кампания, проведенная международным агентством McCann Erickson, донесла до покупателей, почему «Русскому морю» стоит доверять — у компании есть ресурсы, чтобы выбирать лучшее у разных рыбных держав. Засветилась марка и в фильме «Ирония судьбы. Продолжение». Компания строит второй цех в подмосковном Ногинске, чтобы удвоить производства.
41%
Мегафон сотовая связь
Владелец: Мегафон
Год создания: 2002
Продажи: 166 млрд руб.
Статус непубличной компании дает «Мегафону» ряд преимуществ. Оператор может не гнаться за количеством абонентов, а сконцентрироваться на сервисе. Прошлой зимой «Мегафон» на две недели открывал офис в Куршевеле — по окончании новогодних каникул его свернули. Весной появилась услуга «Домашняя зона» — для жителей подмосковных новостроек, которым еще не установили городской телефон. Несколько участников маркетинговой акции «Мобильные рекорды» попали в Книгу рекордов России. Одна из абоненток наговорила за год 136 700 минут (шесть с лишним часов в день), а другой отправил столько SMS, что текста хватило бы на увесистый трехтомник.
38%
Балтика пиво
Владелец: ВВН
Год создания: 1992
Продажи: 69,5 млрд руб.
Население выпивает около 1,5 млрд л «Балтики» в год. Секрет высоких продаж — близость к народу. Этим летом, например, «Балтика» организовала автопробег по стране, чтобы создать новый пивной стандарт «Народный знак качества». В 11 городах покупателям раздавали анкеты, чтобы выявить, какие характеристики пива для них важны. В акции приняли участие более 3000 человек. В социальной сети Vkontakte создали специальную группу, куда вступило около 6000 человек. А вице-президент компании Александр Дедегкаев завел блог в ЖЖ, на который подписались 842 читателя. Всем опрошенным выдавали брошюры, в которых, например, со ссылкой на американских диетологов доказывалось, что от пива не толстеют.
34%
Дымов мясопродукты
Владелец: Дымов
Год создания: 2001
Продажи: 6,63 млрд руб.
Все проекты Вадима Дымова, основного владельца компании, в конечном счете помогают продавать колбасу. Никто уже не задается вопросом, почему она стоит дороже прочих: «Дымов» — это модно. Совместные с Аркадием Новиковым рестораны, где подают дымовские прошутто и колбаски, книжные магазины «Республика», мастерская керамики. Но продажи растут не только из-за имиджа и широкого ассортимента (никто в России больше не делает колбас с орегано или черносливом). За год Дымов докупил к трем своим заводам одну из площадок «Кампомоса» в Москве и мясокомбинат в Дмитрове. Весной дымовские колбасы стали делать в Новосибирске. Продажи марки растут в пять раз быстрее рынка в целом.
33%
МТС сотовая связь
Владелец: МТС
Год создания: 1993
Продажи: 184 млрд руб.
МТС держит пальму первенства в России по числу абонентов: ее услугами пользуются 62,4 млн человек. Одно из объяснений — схема расчетов с дилерами, продающими контракты компании. За каждого нового абонента компания платила им в среднем по $27. Энтузиазм дилеров повлиял на продажи — в 2007 году абонентская база в России выросла на 57%. Большая часть продаж — на счету основного партнера МТС, крупнейшей в стране сети салонов связи «Евросеть». Но в сентябре МТС на мгновение расслабилась, и в итоге новым владельцем ритейлера стал «Вымпелком». Сможет ли МТС при новом хозяине рассчитывать на прежние рекорды? В компании говорят, что будут развивать собственную сеть продаж, которая пока в три с лишним раза меньше, чем у «Евросети», — 1500 салонов против 5000.