Большинство сотрудников, получивших уведомление о сокращении, предпочитают уйти по собственному желанию, не претендуя на выплату положенной по законодательству компенсации
Финансовый кризис докатился до рынка труда всего через месяц после сентябрьского обвала акций на российских биржах. Для большинства опрошенных Forbes сотрудников российских компаний, которые в середине октября уже активно искали работу (их резюме размещены в интернете), объявление об увольнении стало неожиданностью, а сама процедура ухода из компании — поспешной.
В большинстве случаев компании, ссылаясь на кризис и отсутствие работы, предлагали сотрудникам написать заявление по собственному желанию или уволиться по дополнительному соглашению к трудовому договору с выплатой компенсации размером в одну-две зарплаты. Если бы работодатели действовали строго по Трудовому кодексу, работник получил бы как минимум четыре месячных оклада и мог спокойно искать работу в течение почти полугода.
Согласно Трудовому кодексу сотрудники, увольняемые по сокращению штатов (а именно это происходит сегодня в российских компаниях), должны быть предупреждены об этом за два месяца, т. е. работодателю пришлось бы оплатить и их. При увольнении работнику положена одна месячная компенсация. И, наконец, работодатель обязан оплатить второй месяц после увольнения, если за этот срок работнику не удалось трудоустроиться.
Можно получить и пятую выплату месячного оклада, если в течение 15 дней после увольнения зарегистрироваться в службе занятости и, несмотря на ее усилия, не найти работы.
Почему работники соглашаются на минимальную компенсацию и спустя пару дней оказываются на улице? Вот пять историй о том, как проходили сокращения в крупных российских компаниях, рассказанные потерявшими работу сотрудниками (имена по их просьбам изменены).
Василий
- Компания: УК «Альфа-Капитал»
- Должность: инвестиционный консультант
- Возраст: 24 года
- Ожидаемый уровень з/п: 65 000 рублей
В октябре сотрудники УК «Альфа-Капитал» получили по электронной почте сообщение от руководства. В письме шла речь о том, что компания сокращает затраты, а о возможных изменениях стоит поинтересоваться у непосредственных руководителей. Василий, который занимался продажей продуктов «Альфа-Капитала» крупным клиентам, письму не удивился. До этого компания в борьбе с издержками отменила обучение сотрудников английскому языку и подготовку к квалификационным экзаменам Федеральной службы по финансовым рынкам. «Начальник сказал мне, что придется расставаться, рынок упал, продавать инвестиционные продукты в такой ситуации бессмысленно», — вспоминает Василий. Ему было предложено написать заявление об уходе по собственному желанию, что он и сделал. Всего, по его словам, было сокращено около половины менеджеров по продажам. Он считает, что бороться за дополнительную компенсацию не имело смысла, компания нашла бы способ расстаться с нежелательными сотрудниками. Кроме того, он принципиально не хотел портить отношения с компанией и надеется вернуться в «Альфа-Капитал», когда ситуация на финансовом рынке нормализуется. В будущее Василий смотрит с оптимизмом: «Кризис делает сильных людей сильнее, надеюсь, что я из их числа».
Михаил
- Компания: УК «Тройка Диалог»
- Должность: инвестиционный консультант
- Возраст: 24 года
- Ожидаемый уровень з/п: 120 000 рублей
Официальных объявлений и даже слухов об увольнениях в «Тройке Диалог» не было, поэтому сокращения стали полной неожиданностью. Основные увольнения, рассказывает Михаил, который занимался продажей инвестиционных продуктов, начались в первых числах ноября: сотрудников просили задержаться вечером для разговора с непосредственным руководителем. На встрече присутствовал представитель отдела кадров с трудовыми книжками и уже оформленными соглашениями о расторжении договоров. Сотруднику объявляли, что в его услугах не нуждаются и предлагали подписать соглашение, предусматривающее выплату двух официальных окладов. Согласились все, ведь планов по привлечению клиентов из-за кризиса никто не выполнил. «Это был шок», — говорит Михаил. Численность консультантов и продавцов «Тройки», по его оценкам, уменьшилась на 30–40%.
Евгения
- Компания: X5 Retail Group
- Должность: начальник подразделения по закупкам
- Возраст: 36 лет
- Ожидаемый уровень з/п: 200 000 рублей
В сентябре в компании появились слухи об увольнениях. Подтверждений от руководства сотрудники не дождались, и о грядущих сокращениях они узнали из интервью главного исполнительного директора Х5 Retail Group Льва Хасиса одному из деловых изданий. Дальше события развивались стремительно: в течение двух дней в компании все только и говорили о якобы уже существующем новом штатном расписании, а на третий день Евгению, которая отвечала за работу одного из подразделений по закупкам, вызвали в отдел по работе с персоналом. «Я пришла на работу и обнаружила в электронной почте письмо с приглашением зайти в HR, в этот момент я уже все поняла», — рассказывает она. Ей предложили написать заявление об уходе по собственному желанию, пригрозив, что в случае отказа найдут способ уволить ее по статье. Евгения отказалась, и после коротких переговоров с компанией компромисс был найден — выплата месячной зарплаты при увольнении по собственному желанию. «Я хотела сохранить доброе имя, мало ли, вдруг еще придется вернуться в компанию», — говорит Евгения.
Иван
- Компания: «Росгосстрах»
- Должность: начальник управления в финансовом блоке
- Возраст: 28 лет
- Ожидаемый уровень з/п: 100 000 рублей
В октябре сотрудники «Росгосстраха» получили от генерального директора и владельца компании Данила Хачатурова короткое письмо, в котором он сообщил, что пора сосредоточиться на рентабельности и сократить расходы, а поэтому расстаться с частью работников. Сокращение коснулось и Ивана, который работал в финансовом блоке компании. Он рассказывает, что увольнение состоялось спустя неделю после получения письма. «Вам просто говорят: мы хотели бы вас уволить, предлагают подписать дополнительное соглашение к договору и получить компенсацию в два оклада», — рассказывает он. Иван считает, что с ним поступили вполне корректно и спорить не имело смысла, хотя руководство компании могло бы предупредить о сокращениях сотрудников заранее.
Николай
- Компания: банк «Союз»
- Должность: менеджер по работе с корпоративными клиентами
- Возраст: 25 лет
- Ожидаемый уровень з/п: 60 000 рублей
Банк «Союз» объявил о прекращении операций по кредитованию части корпоративных клиентов, в частности предприятий торговли и недвижимости, в начале октября. Николай, который занимался привлечением и сопровождением клиентов по программе кредитования малого и среднего бизнеса, рассказывает, что ситуация стала ухудшаться за несколько недель до этого. Банк задерживал выдачу кредитов, заставляя клиентов ждать, потом совсем прекратил прием заявок. «Мы недельку посидели и поняли, что делать нам нечего», — говорит он. Начальник предложил Николаю уволиться по соглашению сторон с выплатой одного оклада. «Я решил, что так будет лучше. Если тебя сократили, все думают, ты плохо работал. А так можно объяснить, что сложилась такая ситуация — работы не стало», — объясняет Николай. Деньги он получил в день подписания соглашения — 9 октября. В течение трех первых недель после размещения резюме в интернете ему позвонили лишь однажды — это был корреспондент Forbes.