К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Незаконное дитя «аськи»


Десять миллионов человек общаются через интернет-мессенджер, написанный российским программистом-провинциалом. Но, похоже, он упустил шанс крупно заработать на своем изобретении

Когда у вас на рабочем компьютере в очередной раз «повиснет» система обмена мгновенными сообщениями ICQ, системный администратор, возможно, предложит установить вместо нее другую, QIP. Мол, список контактов «аськи» сохранится, а работать будет надежнее. Вполне возможно, вы согласитесь. Вполне возможно, обнаружив, что ваша новая система обмена сообщениями не виснет и не норовит показать вам рекламу, вы однажды порекомендуете ее кому-то из знакомых. Именно так, без рекламы, да и вообще без усилий по продвижению в массы, программа обмена мгновенными сообщениями QIP оказалась на домашних и рабочих компьютерах десятка миллионов наших соотечественников. Незатейливая программа, созданная российским программистом Ильгамом Зюлькорнеевым, по оценкам, стоит сейчас несколько миллионов долларов.

Зюлькорнеев еще учился в школе, когда в 1996 году несколько израильтян написали программу, которая позволяла перебрасываться сообщениями со знакомыми, причем, в отличие от привычной к тому моменту электронной почты, мгновенно. Программу назвали ICQ (звучит как «I seek you», «Я ищу тебя»). В 1998 году американский интернет-провайдер America Online (AOL) купил владельца ICQ, фирму Mirabilis у ее основателей за $287 млн. Продукт-первенец не вышел в лидеры нового сегмента рынка: крупные интернет-корпорации начали наперегонки создавать программы-пейджеры (или мессенджеры — так стали называть ICQ-подобные системы). Сейчас у первого мессенджера, ICQ, около 30 млн активных пользователей в мире, у аналогичной программы Windows Live Messenger от Microsoft — больше 200 млн, у Yahoo! Messenger — около 100 млн.

Но на некоторых рынках ICQ особенно популярна — в частности, на родине, в Израиле, а также в Германии и странах СНГ. Компания ICQ (так теперь называется Mirabilis) лет пять назад начала превращать популярность в деньги: в клиентской программе ICQ (чтобы пользоваться системой, надо скачать из интернета и установить на компьютере специальную программу) резко выросло количество рекламы. «ICQ-клиент перегружен рекламой, он стал слишком «тяжелым», — считает вице-президент интернет-холдинга Mail.ru Анна Артамонова.

 

Это неудобно для пользователей. И в интернете появились независимые программы для общения по ICQ, написанные сторонними разработчиками и не транслирующие рекламу: протокол этого мессенджера,  в отличие, например, от протоколов электронной почты,  никак не препятствует использованию серверов ICQ «не родными» программами-клиентами, если они «предъявляют» правильные данные для авторизации.  Более того, ICQ никогда не пыталась судиться с создателями «неофициальных» клиентских программ. Сама компания такую политику не комментирует, а на рынке считают, что все дело в том, что приоритетным для America Online  является продвижение не ICQ, а собственного мессенджера. Сейчас для ICQ доступны более десятка программ-клиентов.

В России наиболее популярна QIP. По данным исследовательского агентства МАСМИ, QIP обошел по популярности собственную клиентскую программу ICQ. Весной 2008 года QIP пользовались 34% российских интернетчиков — около 10 млн человек. Разными версиями «родной» «аськи» — 24,5%.

 

QIP означает Quiet Internet Pager, «тихий интернет-пейджер». Тихий в том смысле, что не издает звуков и не досаждает рекламой. Ильгам Зюлькорнеев, программист одной петербургской IT-компании, написал программу в 2004 году, когда ему было 24 года. «Предполагалось, что это будет максимально урезанная в возможностях программа, у которой только одна задача: обеспечить передачу и получение сообщений. Какая-либо графика или звуки не планировались вообще, только самое необходимое — окна и кнопки», — рассказывает Ильгам. Общаться с создателем самой популярной в России программы обмена мгновенными сообщениями пришлось по электронной почте: после изобретения QIP Зюлькорнеев перебрался в Казань и неохотно встречается с журналистами. Как утверждают его знакомые, он максимально сократил круг общения и даже старается не есть вне дома. «Не особо люблю городскую суету, жизнь в крупных городах протекает однотипно и незаметно, — сообщил он Forbes. — Казань — город, в котором живет большая часть моей родни, тут нет такой суеты и километровых пробок».

Сейчас над развитием проекта QIP трудятся семь человек в Казани, Петербурге и Москве. Зюлькорнеев руководит проектом: уже больше двух лет он работает только на себя. На чем он и его программисты зарабатывают, если в QIP нет рекламы? Загрузка программы-клиента производится с сайта qip.ru, на котором, помимо самой программы и материалов технической поддержки, расположен разнопрофильный информационный портал start.qip.ru c обычным для подобного рода проектов наполнением, рассчитанным на массовую аудиторию: новости, погода, игры, анекдоты, открытки… По данным системы интернет-статистики Rambler, среднесуточная посещаемость qip.ru — около 100 000 пользователей, 300 000 показов страниц. На сайте есть баннерная реклама, поиск от «Яндекса» с партнерской контекстной рекламой, планируется предоставление платных услуг интернет-телефонии и хранения больших объемов данных. Агентство интернет-рекламы Promo.ru оценивает возможные продажи рекламы на подобном ресурсе в 200 рублей с каждой тысячи показов страниц, что составляет примерно $850 000 в год. На баннерах в программе-клиенте можно было бы заработать больше: российский партнер ICQ, компания «Рамблер», в прошлом году, по оценкам, продала баннерной рекламы в «аське» на $5–6 млн. Но в QIP, настаивает Зюлькорнеев, рекламы не будет.

[pagebreak]

 

По словам программиста, за последние два года он получил несколько предложений о покупке этого продукта. Леонид Делицын, аналитик компании «Финам» (развивает несколько интернет-проектов), оценивает эту программу в $3–5 млн. Примерно такую же оценку дает, исходя из «стоимости» одного пользователя в $4–8, генеральный директор сетевой службы знакомств «Мамба» Аркадий Бронецкий.

Уже бывали случаи, когда неизвестные программисты из стран бывшего СССР зарабатывали миллионы на созданных ими «на коленке» программных продуктах. Три эстонских программиста, участвовавших в создании программы интернет-телефонии Skype, получили около $150 млн после ее продажи американскому онлайновому аукциону Ebay. Однако у Зюлькорнеева мало шансов повторить их успех. Он выбрал стратегического партнера незадолго до экономического кризиса, и этим партнером оказалась компания РБК, которой сейчас, похоже, не до развития новых проектов.

Права на программу QIP сейчас принадлежат зарегистрированной на Британских Виргинских островах компании Valento Commerce. Имена ее совладельцев, кроме Ильгама Зюлькорнеева, не разглашаются, однако в списке аффилированных лиц ОАО «РБК Информационные Системы» фирма Valento Commerce фигурирует с пометкой «принадлежит к той группе лиц, к которой принадлежит акционерное общество». И Ильгам Зюлькорнеев, и представитель холдинга РБК отказались сообщить Forbes, какой процент Valento Commerce и за какую сумму казанский программист продал столичному холдингу, но Михаил Гуревич, гендиректор фирмы «Медиа Мир» (подразделение РБК, специализирующееся на массовых развлекательных проектах), утверждает, что РБК располагает опционом на покупку всей Valento Commerce в случае, если та «выйдет на определенный уровень доходов». «Монетизация проекта QIP еще не полностью отвечает уровню, на который он способен. Сегодня мы обозначаем свой интерес, с обязательством выкупить соответствующее количество акций по степени приближения к запланированным объемам монетизации», — объясняет Гуревич. Впрочем, Леонид Делицын из «Финама» полагает, что детище Зюлькорнеева нужно РБК не для заработка, а скорее для продвижения других проектов холдинга.

Проблема в том, что РБК, оборот которой в прошлом году составил $193 млн, находится в непростой ситуации. Ухудшение финансового положения холдинга совпало с мировым кризисом. В ноябре Standard & Poor’s снизило его краткосрочный кредитный рейтинг до уровня С — это всего на одну ступень выше уровня D, означающего дефолт: по данным S&P, РБК рискованно инвестировала заемные средства на фондовом рынке незадолго до его обвала. Сейчас РБК ищет кредит в $50 млн на реструктуризацию краткосрочных долгов и пытается продать часть бизнеса.

Что думает о своем будущем создатель QIP? Похоже, он смотрит в завтрашний день куда более оптимистично, чем аналитики Standard & Poor’s. Корреспонденту Forbes он описал свои надежды так: «Премьер-министр [Владимир Путин] просил не использовать слово «кризис», потому что у нас имеют место быть только его последствия. Так что с РБК ничего страшного не произойдет».

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+