Из-за конфликта с партнером Александр Семенов лишился бизнеса. Через три года создал компанию лучше прежней
Просторный загородный дом ставропольского бизнесмена Александра Семенова напоминает мастерскую по ремонту бытовой техники. В гостиной на столах громоздятся микросхемы, на полу — мотки электропровода. В одной комнате сын паяет транзисторы, в другой проверяет работу уже собранных изделий. В бизнесе Семенова задействован не только сын, но и остальные родственники. Все вместе они производят бытовые электросварочные аппараты. Около 5000 в год. Это, по оценкам, дает почти $2 млн выручки.
Перенести сборку на дом предпринимателя вынудили обстоятельства. Осенью 2005 года у Семенова, как он рассказал, возник конфликт с партнером по бизнесу. С 1988 года в арендованном цехе они собирали сварочные аппараты «Линкор», но в один прекрасный день Семенова просто не пустили на производство. Он оказался на улице ни с чем. «Я продал квартиру, — нехотя вспоминает 56-летний предприниматель, — и начал все заново». Зарегистрировав новую фирму, он организовал сборку сварочных устройств под маркой «Линкор-Семали» (второе слово составлено из букв его полного имени).
Электросварочный аппарат — устройство, преобразующее напряжение сети в ток большой силы, способный плавить металл. На старом производстве Семенов делал аппараты, внутри которых находился громоздкий трансформатор — катушка с медной проволокой. Теперь решил выпускать более компактные инверторные аппараты на основе микросхем. Такое устройство в два раза легче, чем трансформаторный аппарат, а меди, бившей в последние годы ценовые рекорды, для него нужно в 10 раз меньше, всего около 400 г.
Продукт не уникален: на рынке представлены аналогичные аппараты нескольких европейских и китайских марок. Еще пять компаний схожего профиля имеют производство в России. Аппараты, легко умещающиеся на полке рядом с дрелью, покупают частные лица и мелкие предприниматели, которые привыкли все делать своими руками. Для них важна прежде всего цена.
Самые ходовые модели «Линкор-Семали» стоят около 10 000 рублей. Чтобы держать низкую цену, Семенов тщательно следит за издержками. Тридцать его сотрудников (кроме домашней мастерской есть еще несколько небольших арендованных цехов) работают на сдельной оплате. Расценки невысокие: за один припаянный на микросхему элемент работник получает 40 копеек. Но если работать старательно, за смену набегают приемлемые для сборщика 500 рублей — нормативы бизнесмен вывел, собрав сварочный аппарат своими руками.
Семенов утверждает, что при всей экономии ничуть не уступает европейским конкурентам в технологии. «Если ко мне попадает новый сварочный аппарат — покупаю и разбираю на винтики», — признается предприниматель. Чему он учится? Например, как компактнее расположить вентиляторы и транзисторы: чем легче и меньше будет прибор, тем лучше. Сам Семенов тоже постоянно что-то придумывает: то модель, которая имеет меньшую ширину, чем европейские, то аппарат с более «дружелюбным» внешним видом — со скругленным краем, а не параллелепипед, как у всех.
С конкурентами (китайская продукция, например, стоит еще дешевле — около 6000 рублей), Семенов решил бороться за счет сервиса: от каждого дилера (а их сейчас 39) «Линкор-Семали» требует оказания услуг по ремонту аппаратов. Максим Тупицын, гендиректор московской компании «Сварби», торгующей сварочным оборудованием разных производителей, говорит, что только фирма Семенова «серьезно озабочена сервисом».
Чтобы стать дилером «Линкор-Семали», компания-продавец должна прислать к Семенову сотрудника на стажировку. («Студентов», которым бизнесмен оплачивает дорогу и проживание в Ставрополе, можно встретить в его загородном доме.) Еще одно требование производителя: на время ремонта дилеры выдают владельцу во временное пользование такое же исправное оборудование. Сервис выгоден и компании-дистрибьютору: средняя стоимость постгарантийного ремонта — около 2000 рублей.
Итог: с тех пор как три года назад Семенов лишился сборочной площадки, он опять вышел на прежний уровень производства. (Фирма, оставшаяся у бывшего партнера, тоже работает, но развивается медленнее семеновской.) Недавно бизнесмен купил на окраине Ставрополя здание и уже заканчивает в нем ремонт. В следующем году он наконец сможет очистить свой загородный дом от многочисленных плат и проводов.