К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

За порогом школы


На чем будут зарабатывать владельцы модных 
интернет-проектов после того, как все пользователи найдут своих одноклассников?

Альберт Попков, московский программист и предприниматель, свое семейное счастье обрел в интернете. С будущей женой он познакомился 10 лет назад в обычном чате — поговорили, потом встретились «в реале», да и поженились. Теперь свадьбы среди 20 млн пользователей созданного Попковым сайта Odnoklassniki.ru не редкость. Многие проживают на нем «вторую жизнь»: знакомятся, ссорятся, мирятся, делятся своими историями и фотографиями, но главное — как и следует из названия сайта — ищут людей, вместе с которыми когда-то учились в школе или институте, служили в армии. В России попытки заработать на клонировании западной идеи социальных сетей предпринимали многие, но Попкову удалось создать интернет-ресурс, уверенно занимавший до недавнего времени позицию «русскоязычной социальной сети номер один». Об «Одноклассниках» сочиняют анекдоты, руководители компаний называют этот сайт «убийцей времени» и блокируют вход на него своим сотрудникам. Зато самого Попкова Odnoklassniki.ru сделал миллионером.

Однако сейчас другой схожий интернет-ресурс, социальная сеть Vkontakte.ru, на всех парах обходит проект Попкова. Уже подсчитано, что «социальная сеть номер один» русскоязычного мира, как бы она ни называлась, способна приносить своим владельцам несколько десятков миллионов долларов в год. И за первое место между «Одноклассниками» и «В контакте» идет ожесточенная борьба.

В прошлом году социальные сети стали любимым местом россиян в интернете, сменив в этом качестве блоги: выкладывать и комментировать фото и обмениваться короткими репликами удобнее, чем прилежно вести сетевой дневник. Рунет повторил путь «большого» интернета: там социальные сети давно встали в ряд самых посещаемых ресурсов и самых доходных бизнесов. Суммарный мировой оборот социальных сетей, по данным международного аналитического агентства eMarketer, в 2007 году превыcил $1,2 млрд. Более половины этих денег зарабатывают две американские социальные сети — MySpace.com и Facebook.com, каждый месяц их посещает 115 млн человек. MySpace.com предлагает пользователю создать в сети личный раздел, выложить туда нравящиеся ему видео, фото и музыкальные файлы и искать друзей, основываясь на общности вкусов. Facebook дает посетителям возможность создавать клубы по интересам — не только музыкальные или развлекательные — и общаться уже внутри них. Людям, мало общающимся в интернете, трудно разглядеть разницу между этими концепциями, а вот для самих пользователей они различаются как небо и земля.

 

Сети помельче используют другие идеи привлечения посетителей. Из крупных игроков международного рынка три — Friendster.com с 70 млн зарегистрированных пользователей, Classmates.com c 40 млн и британский Friendsreunited.co.uk с 19 млн — эксплуатируют идею поиска старых друзей, одноклассников, бывших коллег и общения с ними. Эти «ностальгические» сайты появились на рынке раньше нынешних лидеров — в 1990-х и самом начале нынешнего десятилетия. Основанный в 1995 году Classmates.сom — один из пионеров бизнеса в Сети. И именно этот довольно скромный по нынешним меркам ($150 млн годового оборота) «старичок» стал прототипом самой популярной русской социальной сети.

Десять лет после создания во второй половине 1990-х «Яндекса», «Рамблера», Auto.ru и Mail.ru в российском интернете не появлялось крупных проектов, рассказывает аналитик инвестиционной компании «Финам» Леонид Делицин. В марте 2006 года в Лондоне эмигрировавший в Британию московский программист Альберт Попков от безделья (он уволился из фирмы и по условиям контракта не имел права устраиваться на аналогичную должность раньше чем через шесть месяцев) создал сайт — копию американского Classmates.com и разместил его в сети на домене www.odnoklassniki.ru. Это была уже шестая попытка раскрутить аналог Classmates.com в русскоязычном пространстве, но именно Попкову улыбнулась удача: он скрестил идею поиска одноклассников (по имени, учебному заведению, году окончания и т. д.) с почерпнутой из блогов системой «друзей» и оценок фотографий, что, по его словам, дало «ядерную смесь». «Одноклассники» стали в бывшем СССР самой популярной сетью, потому что удовлетворили специфическую, именно здесь очень сильно проявившуюся потребность людей в восстановлении старых связей, считает Михаил Гуревич, гендиректор интернет-компании «Медиа Мир» (служба знакомств Loveplanet, видеосайт Smotri.com и др). В США, не переживших катаклизмов, не так сильна ностальгия по старым друзьям. Для многих россиян именно «Одноклассники» становятся поводом впервые войти в интернет.

 

В первом квартале нынешнего года, ровно через пару лет с момента создания, Odnoklassniki.ru продали рекламы на $3,3 млн, к концу года ожидается $30 млн дохода и выход на операционную окупаемость. Несмотря на продуктивную «дебютную идею», чтобы раскрутиться, «Одноклассникам» пришлось крупно вкладываться в рекламу (второй крупной статьей расхода является содержание парка серверов, обслуживающих миллиарды обращений пользователей). Лондонскому программисту эти расходы были не по плечу, и он начал продавать свое детище инвесторам по частям. Доли нынешних совладельцев сайта официально не раскрываются, но, как сообщил Forbes источник, знакомый с составом акционеров британской компании Odnoklassniki ltd, ее контрольный пакет постепенно перешел в распоряжение инвестиционного фонда Digital Sky Technologies (DST), основанного интернет-предпринимателем Юрием Мильнером (владельцем самого успешного русскоязычного почтового портала Mail.ru). Помимо Мильнера, еще одним собственником DST называют обладателя одного из крупнейших в России состояний Алишера Усманова (19-е место в «Золотой сотне» Forbes). У Попкова теперь, по разным данным, 10–20% компании, еще часть акций принадлежит прибалтийской интернет-компании Forticom.

«Номер два» российского рынка социальных сетей, сайт Vkontakte.ru, появился в том же 2006 году. Эту копию Facebook, даже дизайном схожую с прототипом, придумали двое друзей, когда-то вместе учившихся в школе в Израиле, — Вячеслав Мирилашвили, сын известного петербургского предпринимателя Михаила Мирилашвили, отбывающего сейчас срок за похищение, и Лев Левиев. Вузы друзья оканчивали по отдельности, один в в Канаде, другой в США, а вернувшись на родину, решили попробовать создать социальную сеть на манер тех, что видели за океаном. В компаньоны взяли петербуржца Павла Дурова, который уже был известен как создатель успешного форума Петербургского университета Spbgu.ru, где общаются 40 000 человек. Дуров подарил новорожденному проекту аудиторию: завсегдатаи Spbgu.ru стали первыми посетителями проекта Vkontakte.ru, а Дуров — его гендиректором.

На Vkontakte.ru сейчас зарегистрировано 16 млн пользователей против 20 млн на «Одноклассниках», но, по независимым оценкам, компания Мирилашвили, Левиева и Дурова зарабатывает всего около $100 000 в месяц против $1–2 млн у Odnoklassniki.ru. Дело в том, что до недавнего времени на Vkontakte.ru не продавалась реклама. Левиев объясняет это так: «Баннеры могли повлиять на число пользователей, на скорость работы сайта. Ценность проекта без рекламы росла быстрее», а деньги у Мирилашвили и Левиева на начальный период работы проекта нашлись. И не только на начальный: фонд DST Мильнера и Усманова недавно приобрел долю и в этой социальной сети. Рекламу на Vkontakte.ru начали принимать лишь в июле этого года.

 

В настоящий момент сети находятся примерно на равных позициях: в «Одноклассниках» больше пользователей, но суточная посещаемость Vkontakte.ru выше — 4,1 млн человек из России против 3,6 млн. Аудитория второй компании моложе, а значит, перспективнее. Рост посещаемости «Одноклассников» в этом году уменьшился в несколько раз, а у Vkontakte.ru остается на прежнем уровне — около 10% в месяц, если не считать лета, когда посещаемость падает у всего Рунета.

Почему так происходит? Эксперты и пользователи считают, что модель «Одноклассников», которая позволила проекту быстро набрать аудиторию, теперь стала тормозом. «Темы для общения с людьми, которых не видел 20 лет, быстро заканчиваются», — говорит Гуревич из «Медиа Мира». «Удалил аккаунт на «Одноклассниках» и перешел на «В контакте» — частое сообщение в интернет-блогах. Помимо более гибкой модели социальной сети, на руку Vkontakte.ru играет возможность размещения пользователем музыки и видео на своей страничке. Каждый день пользователи заливают на сайт 500 000 роликов, многие смотрят прямо с веб-ресурса голливудские блокбастеры. «Если поступают жалобы, мы удаляем «нехороший» материал. Но претензий по поводу авторских прав пока не было, только по поводу пристойности содержания», — говорит Левиев.

Функции «Одноклассников» не исчерпываются поиском товарищей по классу и студенческой группе, рассказывает Попков. К примеру, сам он через собственный сайт разыскал знакомых футбольных фанатов (болельщик «Динамо (Москва)», он в свое время объездил чуть ли не всю Россию, чтобы увидеть игры этой команды) и прежних приятелей по музыкальным увлечениям. А если круг старых друзей исчерпан, человек начинает искать новых, объясняет Попков. Сайты типа «Одноклассников» постепенно обретают новую функцию, не вполне официальную, — они становятся площадками знакомств, конкурируя с дейтинг-сервисами типа Mamba.ru или Loveplanet.ru. Каким образом? «Многие люди считают неприличным выставить анкету в службе знакомств. Вдруг увидят коллеги по работе, — объясняет Попков. — К тому же амбициозный менеджер не хочет чувствовать себя лузером, не способным познакомиться в реальной жизни». В социальных сетях можно заводить знакомства ненавязчиво, как бы мимоходом. Левиев тоже считает дейтинг перспективным для своего проекта: «Знакомиться в социальных сетях удобнее: у нас люди размещают более достоверную информацию о себе».

При этом знакомства — бизнес прибыльный. Крупнейшая в России служба знакомств Mamba.ru в 2007 году заработала $11 млн на 9,7 млн зарегистрированных пользователей. Основной источник дохода не реклама, как у «Одноклассников» и «В контакте», а микроплатежи посредством SMS от пользователей, желающих улучшить свою позицию в каталоге пользователей. «Я уверен, что в скором времени на таких порталах социальных сетей появятся разделы знакомств. Именно они станут инструментом монетизации сетей и их аудитории», — говорит о социальных сетях Никита Шерман, президент компании «Мамба».

Еще одно направление, которое начинают развивать «В контакте» и «Одноклассники», — рекрутинг. Уже в этом году за счет данного бизнеса каждый из конкурентов собирается добавить к своим доходам по $5–10 млн. Рекрутинговый сайт «В штате» — «дочерний» продукт Vkontakte.ru, где каждый участник этой социальной сети может «одним кликом» создать анкету, будет брать абонентскую плату с работодателей, размещающих списки своих вакансий. А «Одноклассники» намерены пустить рекрутеров непосредственно на свой сайт. И Попков, и Левиев в беседе с Forbes назвали связку социальной сети с рекрутинговой службой одним из самых перспективных, помимо рекламы, способов «монетизации» аудитории социальных сетей в России.

 

Конкуренция растет: в 2008 году на российский рынок наконец пришли мировые лидеры с русскоязычными версиями своих сетей. Facebook ограничилась созданием русского интерфейса, а MySpace открыла в Москве офис и, по словам главы этого офиса Александра Туркота, намерена наращивать объемы российского контента. Хотя создатели российских социальных сетей уверены, что отрыв от иностранных конкурентов у них сейчас слишком велик, этот отрыв может оказаться преодолимым. «Первый пришедший на рынок не всегда выигрывает», — говорит Михаил Гуревич из «Медиа Мира» и напоминает хрестоматийный для интернета пример Google, который, придя на российский рынок последним, быстро стал вторым поисковиком, и никто не поручится, что он не станет первым. Правда, в случае с Facebook американцам может помешать именно то, что Vkontakte.ru является почти точной ее копией. «Пользователи будут считать, что это Facebook сделан по образцу российского сайта», — говорит он.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+