Одни считают их источником вечной молодости, другие — созданием сатаны
Прошло всего 10 лет с тех пор, как никому не известный биолог из Университета Висконсина Джеймс Томсон вырастил в лаборатории первые эмбриональные стволовые клетки человека. Однако споры вокруг них не утихают. Никакое другое открытие ни до, ни после этого не вызывало столько восторга (они могут заново вырастить спинной мозг!) и столько возмущения (это убийство нерожденных детей!).
За спорами многие не замечают важных научных достижений. Стволовые клетки — дремлющая сила, которая стоит за процессами роста и оздоровления организма. Большинство таких клеток отвечает за конкретные органы и ткани, например за кровь, кости, мозг или сердце. А эмбриональные стволовые могут стать любыми клетками по вашему выбору. Проблема состояла в том, что для получения этого материала надо было убить зародыш.
И вот в прошлом году неожиданно выяснилось: клетки кожи взрослого человека могут быть перепрограммированы таким образом, что приобретут потенциал как у эмбриональных стволовых клеток. Конечно, этот подход еще нуждается во всесторонней проработке, но он может разрешить этическую дилемму.
Наверное, пройдут еще десятилетия, прежде чем инъекция нейронов сможет восстановить чей-то поврежденный спинной мозг. Но стволовые клетки уже сегодня открывают перед медициной несколько новых направлений развития. «Эти клетки неожиданно дали нам доступ ко всем частям человеческого тела, раньше у нас такого доступа не было», — говорит Томсон.
В ближайшие годы мы увидим, как стволовые клетки помогут ускорить процесс разработки лекарств от страшных болезней, отсеять неэффективные и небезопасные медицинские средства и создать более надежные диагностические тесты. В США, где ведется большая часть исследований в этой области, власти высказали намерение ослабить ограничения на научные эксперименты со стволовыми клетками. Фармацевтические гиганты, такие как GlaxoSmithKline, Roche, AstraZeneca и Novartis, потихоньку втягиваются в дело. Pfizer уже открыла исследовательское подразделение терапии с помощью стволовых клеток. При этом сейчас в большинстве стран, включая Россию, лечение стволовыми клетками в целом запрещено.
«Тут непочатый край работы и открытий, — говорит лауреат Нобелевской премии Мартин Эванс, получивший 30 лет назад награду за обнаружение стволовых клеток у мышей. — Мы не знаем и половины того, что нам следует знать».