10 вопросов председателю совета директоров «Тройки Диалог» Андрею Шаронову
Чиновникам нечего делать в советах директоров государственных компаний, независимые директора с этой работой справятся лучше. Первый вице-премьер Игорь Шувалов произнес на Петербургском экономическом форуме весьма либеральную речь, но, если не считать высказываний о директорах-чиновниках, конкретики в ней было немного. Стоит ли ждать появления независимых профессионалов в советах директоров «Газпрома», «Роснефти» и сотен других компаний, контролируемых государством? Об этом Михаил Козырев расспросил Андрея Шаронова, который до ухода в бизнес работал первым заместителем министра экономического развития.
— Вы представляли государство в советах директоров «Российских железных дорог», РАО ЕЭС, «Транснефти». Будь вы независимым директором, голосовали бы иначе?
— Члены совета директоров от государства обязаны голосовать по директивам, которые готовит правительство. А человек, который голосует по директиве, меньше думает об ответственности. Ее несут те, кто эту директиву подготовил.
— И как же в таком случае должны принимать решения независимые директора?
— В идеале — исходя из здравого смысла. Точно так же, как независимые директора в негосударственных компаниях. И нести ответственность за свои решения. Имущественную и уголовную.
— Заявления Шувалова — это новая стратегия, линия на выход государства из бизнеса? Или тактика, пиар?
— С моей точки зрения, стратегия. Любая корпорация вне зависимости от формы собственности должна быть эффективной. Мне кажется, государство готово к этому шагу. Шувалов говорил об этом еще несколько лет назад. Сегодня он облечен существенно большими полномочиями. Я думаю, он доведет дело до конца.
— Самые важные вопросы в нашем государстве решаются неформальным путем. Даже самому независимому члену совета директоров в «Газпроме» могут доходчиво объяснить, как именно голосовать...
— Профессиональные независимые директора дорожат репутацией и не будут голосовать за очевидно ошибочные или предвзятые решения. Даже в нашей корпоративной практике есть примеры, когда независимые директора досрочно, по своей воле выходили из советов директоров частных компаний, посылая сигнал инвесторам. Если независимые директора уходят, значит в компании велики риски: и репутационные, и вполне материальные.
— Кто должен искать независимых директоров? Менеджмент компаний, государство?
— Менеджеры не могут подбирать людей, которые будут как минимум контролировать и оценивать их деятельность. Искать должны сами акционеры. В данном случае — государство.
— Как будет работать механизм отбора? Независимых директоров представляет президент, утверждает парламент…
— Мы за каждой ерундой идем к президенту. Что у нас, никто, кроме президента, сделать ничего не может? Можете себе представить, чтобы президент Франции или США занимался независимыми членами совета директоров? Ну, смешно.
— Даже в «Газпроме»?
— Все равно. На мой взгляд, это смешно. Должна быть другая машина, которая гарантировала бы независимость и профессионализм директоров.
— С чего надо начинать: с сектора экономики, компании?
— Высококвалифицированных директоров на все госкомпании сразу не хватит. Правительство должно озаботиться прежде всего самыми крупными.
— Когда появятся первые ласточки?
— Чтобы утвердить состав совета на годовом собрании, списки кандидатов должны быть поданы не позже января. В этом году кандидатов выдвигать поздно. Реально независимые директора в госкомпаниях могут появиться лишь в 2009 году.
— К вам еще не обращались?
— Мне предложили войти независимым директором в советы директоров РЖД, ГидроОГК, ИнтерРАО и еще нескольких компаний. Дал согласие.