К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Фамильная ценность


Евгений Касперский продает свои антивирусы за рубежом лучше, 
чем в России. Теперь он хочет изменить ситуацию

В Японии его узнают на улицах, в Европе радостно приветствуют портье в гостиницах, в России, только заглянув в паспорт, говорят: «Касперский поймал вирус!» — имея в виду то ли его самого, то ли одноименную программу. «Меня такие фразы до сих пор напрягают», — усмехается 42-летний программист Евгений Касперский, придумавший когда-то один из первых в России популярных антивирусных пакетов. Сейчас его продукты продаются по всему миру от Китая до Бразилии; выручка «Лаборатории Касперского» составляет по МСФО $130 млн. «Компания носит мое имя, приходится много выступать на телевидении», — сетует программист. Но поэтому его везде и узнают.

Впрочем, фамилия Касперский стала синонимом слова «антивирус» задолго до того, как создатель программы основал одноименную компанию. Евгений стал известным в компьютерных кругах человеком еще в конце 1980-х, так как компания «Ками», торговавшая его антивирусом до 1997-го под маркой «AVP» (Antiviral Toolkit Pro), приписывала к названию «by Doctor Kaspersky» — это повышало продажи. «Доктор» — тот, кто лечит, а не ученое звание: в момент создания программы Касперский был старшим лейтенантом Вооруженных сил, окончившим Высшую школу КГБ.

Бывший военный математик утверждает, что коммерсант из него никакой. Свою собственную компанию он создал в 1997 году под давлением жены Натальи (чуть позже супруги развелись), после ссоры акционеров «Ками». Уже через год компания завоевала международную известность. И произошло это, действительно, благодаря не коммерческим способностям Касперского, а его кредо программиста. Он всегда считал своим долгом быстрее других написать «вакцину» против нового вируса. Именно быстрая реакция помогла Касперскому в 1998 году прославиться за рубежом.

 

В тот год компьютерные Сети всего мира поразила эпидемия вируса «Чернобыль». Он не только уничтожал содержимое жесткого диска, но и затирал данные, нужные для начальной загрузки компьютера, делая его полностью неработоспособным. Несколько дней «Чернобыль» был в новостях всех мировых информагентств.

Тогда еще не было принято, что в антивирусных компаниях требуется круглосуточное дежурство. «Было лето. В западных компаниях эксперты были в отпусках, — вспоминает Касперский. — А я оказался на месте». За несколько часов он написал утилиту, лечившую новый вирус, бесплатно выложил на сайте «Лаборатории» и немедленно стал мировым ньюсмейкером. Быстрое реагирование стало фирменным стилем «Лаборатории». «Мы не ходили по коридорам, мы бегали», — вспоминает Денис Зенкин, несколько лет проработавший в «Лаборатории Касперского».

 

С тех пор компания позиционирует себя не только как производителя защитных программ, но и как эксперта по вирусам, выпуская, например, регулярные обзоры новых вредоносных программ. В 2000 году «Лаборатория Касперского» первой среди конкурентов перешла на ежедневное обновление вирусных баз — информации о вредоносных программах, которые нужны антивирусу для борьбы с ними. Сейчас такую информацию компания обновляет каждый час.

«Во время интервью на телевидении название компании часто не сообщают, — смеется создатель компании. — Пишут в титрах просто: Евгений Касперский. Нам это на руку, все равно получается реклама».

Первый полноценный зарубежный офис был открыт в Германии в 2003 году на уже подготовленном рынке: местная компания G-Data использовала по лицензии технологии Касперского в своем антивирусе. В 2004 году пришли в Китай. В 2005-м открыли офис в США. Всего у «Лаборатории» сегодня 17 международных офисов и более 500 локальных партнеров.

 

«Несмотря на все разговоры о глобализации, рынки разных стран сильно различаются. Нужны люди, говорящие на местном языке, знающие традиции», — говорит исполнительный директор «Лаборатории Касперского» Евгений Буякин. Действительно, тактика продвижения антивируса в разных странах разная. В США «Антивирус Касперского» дороже основных конкурентов — он продается в магазинах за $69 против $39 за Norton Antivirus компании Symantec. В Китае, наоборот, фирма в первый год через интернет-провайдеров и популярные сайты организовала раздачу бесплатных версий на 6 или 9 месяцев, а сейчас китайцы могут пользоваться антивирусом, платя лишь абонентскую плату — $1 в месяц. В Германии в презентационных материалах — обнаженные красотки («Не поддавайтесь искушению до тех пор, пока вы не купите Kaspersky»). В Латинской Америке «Лаборатории» помогает ее неамериканское происхождение: доверять свою безопасность программам из США тут не любят. В Японии коробки с антивирусом украшает фото самого Касперского — с проницательным взглядом и легкой небритостью он похож на секретного агента из фильма. Наконец, за рубежом Касперского подают как выходца из таинственного KGB, именно он повсюду — лицо компании (в 2007 году он провел в командировках около четырех месяцев). «Мы не можем конкурировать с лидером рынка, Symantec, по маркетинговому бюджету, но выступления знаменитости позволяют не страдать от этого», — говорит Буякин.

Результаты? В прошлом году Россия и СНГ принесли «Лаборатории Касперского» лишь 20% дохода — меньше, чем Германия (25%). По продажам частным потребителям (не включая корпоративные заказы) ее продукты занимают первое место в Германии и четвертое в США. В «общем зачете» успехи скромнее: на долю Касперского приходится лишь 1,7% мирового рынка. Лидер, корпорация Symantec, контролирует 49,5%. Второе и третье места тоже у американских компаний — McAfee (17,4%) и Trend Micro (12,4%). Касперский хорошо продает свои программы в магазинах владельцам домашних компьютеров, но лидеры рынка зарабатывают основные деньги на обеспечении компьютерной безопасности офисных сетей, а тут темп обновления (то, чем так гордится Касперский) не столь существенен. «Главное не только скорость, — настаивает эксперт российского подразделения Symantec Рамиль Яфизов. — Для корпораций очень важно удобное управление антивирусом в сети из большого числа компьютеров».

Сосредоточившись на западных рынках, Касперский рискует теперь прозевать свой родной российский рынок, на котором в прошлом году резко ужесточилась конкуренция. Всего за год объем легальных продаж программного обеспечения в России вырос, по данным международной исследовательской компании IDC, на 45%, до $2,3 млрд. Российские власти поддержали борьбу с пиратскими программами (ее «витриной» стал суд над директором школы в Пермской области, в которой пользовались нелицензионной Windows), и компании начали платить за системные, офисные и антивирусные программы. Рынок антивирусных программ, по оценке Сергея Ильина, эксперта информационно-аналитического портала Anti-malware.ru, в прошлом году вырос на рекордные 75%, до $120 млн (в ценах конечных пользователей). А по мнению Буякина, можно говорить даже о $140 млн, при этом производители софта заработали около $75 млн. «Лаборатория Касперского» смогла этим воспользоваться: объем продаж ее продуктов в России вырос на 165%, до $62 млн (компании досталось $35 млн; по российским стандартам отчетности годовой оборот компании составил в прошлом году $200 млн). В Anti-malware.ru оценивают рыночную долю «Лаборатории Касперского» в 51%.

Рост рынка привлек производителей из-за рубежа. В России только что начались продажи антивирусов двух крупных производителей — Panda и BitDefender. А еще в начале 2005 года открылось представительство американской (некогда словацкой) компании Eset, и сейчас она уже контролирует почти 20% рынка — примерно столько же, сколько давно присутствующий у нас мировой лидер Symantec. В прошлом году в России продали продуктов Eset на $22 млн, притом что годом ранее — лишь на $5 млн. Глава московского представительства Eset Андрей Албитов обрисовывает свою стратегию предельно четко: «На корпоративном рынке мы растем за счет Symantec, в рознице — за счет «Лаборатории Касперского».

Вырасти конкуренту отчасти помогла сама «Лаборатория», выпустив в 2003 году не самую удачную версию антивируса, которая, хотя и справлялась с задачей, но работала медленно и тормозила работу компьютера. «Eset грамотно подчеркнула отличие от местных игроков, рекламируя высокую скорость работы», — говорит Ильин из Anti-malware.ru. По его словам, «Касперскому» все еще приходится преодолевать имидж, созданный неторопливыми версиями 3–5 летней давности.

 

Эпоха, когда антивирусную программу мог создать энтузиаст-одиночка, давно закончилась, уверен Рамиль Яфизов из Symantec. Легко ли будет выживать «Лаборатории Касперского» рядом с международными гигантами? «Мы превосходим конкурентов по тактико-техническим характеристикам», — убежден Касперский. Но хотя в международных тестах его продукт действительно регулярно берет верх над софтом от Symantec, доказывать это российским потребителям Касперскому приходится так же, как недавно китайским, — раздавая антивирус бесплатно. В марте стартовала совместная акция «Лаборатории Касперского» с «Яндексом», в ходе которой любой желающий может бесплатно скачать с сайта yandex.ru программку быстрого доступа к поиску. В эту программку встроена усеченная версия «Антивируса Касперского»: она обновляется лишь раз в шесть часов и не умеет искать новые вирусы, не занесенные в ее базу. А на сайте МТС можно бесплатно скачать «Антивирус Касперского» для мобильных устройств.

Но секретное оружие, благодаря которому «Лаборатория Касперского» рассчитывает удержаться на рынке, другое. Есть ли в России лучший заказчик, чем частные клиенты и бизнес, вместе взятые? Конечно, государство. «Лаборатория Касперского»… сообщает о завершении открытого государственного конкурса на поставку средств антивирусной защиты для Федеральной таможенной службы (ФТС) России. По его результатам ведомство приобрело комплекс Kaspersky Total Space Security, который также включает средство для защиты от спама — Kaspersky Anti-Spam»... Такими сообщениями в последний год пестрят новости «Лаборатории». Компания получает у Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и у ФСБ сертификаты на все выпускаемые на рынок программные продукты. Если в других отраслях сертификация для предпринимателей — нудная процедура, необходимая, чтобы защититься от армии проверяющих, то для Касперского это инструмент продаж. Для того чтобы сертифицироваться в спецслужбах, разработчик программного обеспечения должен раскрыть его код, а иностранцы на это идут крайне неохотно. Касперский идет — и продает антивирусы государственным нефтяным компаниям, Сбербанку, МВД, МНС, Минсельхозу и Федеральной службе охраны.

На Западе Касперский умело эксплуатирует имидж выпускника Высшей школы КГБ, чтобы продавать свой антивирус рядовым владельцам компьютеров, верящим во всемогущество бывших советских спецслужб. В России он получает лицензии ФСБ, чтобы обеспечить себе внимание государства. Пока эта двойная игра приносит плоды.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+