К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Секретные материалы


Колбасу в России любят как нигде в мире. Ростовские предприниматели придумали надежный способ заработать на этом

Посреди южной ростовской степи стоит огороженный колючей проволокой завод местной компании «Атлантис-Пак». По всему периметру через каждые 250 м — вышки с охранниками. Делают здесь не ювелирные украшения и не военную оптику, а оболочку для мясопродуктов. Часовые нужны, чтобы конкуренты не узнали, над какими новыми видами упаковки трудятся в заводской лаборатории. Все очень серьезно: несколько лет назад технология новой упаковки для сосисок «утекла» на Украину. «Если в товаре нет какого-то ноу-хау, то мы просто не запустим его в производство», — говорит Сергей Рызенко, гендиректор и один из 12 совладельцев «Атлантис-Пака».

«Атлантис-Пак» — крупнейший в России производитель искусственной оболочки для колбасных изделий. По данным компании, в ее оболочке выпускается 42% вареных колбас, 29% сосисок и сарделек, 12% копченых колбас, сделанных в России; среди клиентов — «Черкизовский», «Дымов», «Царицыно» и др. В прошлом году выручка составила $170 млн, произвели 830 000 км оболочки. Для сравнения: монополист на рынке белковой оболочки лужский завод «Белкозин», принадлежащий холдингу «Парнас-М» из Санкт-Петербурга, выпускает в год более 150 000 км продукции. По искусственной оболочке «Атлантис-Пак» вне конкуренции — ростовская компания первой в России начала ее производить.

Выпускники артиллерийского училища Сергей Рызенко и его друг Олег Давиденко (он погиб в 2005-м) собирались заняться производством кабеля и даже взяли в нескольких банках $250 000 в кредит. Но возникли сложности с получением разрешений, а высокие ставки по кредитам — тогда они достигали 200% годовых — вынудили быстро искать кабелю замену. Услышав рассказ знакомого о всемогущем директоре завода, выпускающего оболочку для колбасы, за которой мясокомбинаты выстраиваются в очередь, приятели загорелись этой идеей. Они нашли на территории бывшей ГДР разорившийся завод по производству полиамидной упаковки, за $35 000 немцы привезли и смонтировали в Ростове две линии. Уже через две недели партнеры выпустили первую партию.

 

Шел 1993 год. Первый же мясокомбинат, попавшийся им в телефонном справочнике, согласился протестировать новую упаковку. Друзья кинули образцы продукции в багажник и поехали из Ростова-на-Дону в Армавир. Придя на следующий день на завод подписывать контракт, ростовчане чуть не сгорели со стыда: директор стоял посреди цеха перемазанный фаршем, оболочка разорвалась, поскольку из-за неправильной транспортировки на ней образовались микротрещины. «После этой истории мы вникали во все тонкости», — говорит Рызенко. Армавирский завод сотрудничать с компанией все-таки начал — его теперь часто используют как тестовую площадку для новых видов продукции.

В том же году партнеры пригласили в долю кандидата химических наук Сергея Бородаева, который взял на себя всю технологическую часть бизнеса. Проблем со сбытом не было — колбаса в пластиковой оболочке выглядела привлекательнее, чем в целлофане, а стоила ненамного дороже, к тому же ростовчане прислушивались к пожеланиям клиентов и стремились предоставлять полный комплекс услуг. «Когда комбинат переходил на новую оболочку, ростовские специалисты к нам приезжали, помогали налаживать оборудование», — говорит Людмила Маркова, заместитель гендиректора Гомельского мясокомбината.

 

К 1997 году, вникнув в особенности мясного рынка, «Атлантис-Пак» выпустила оболочку собственной разработки «Амипак» — эта полиамидная упаковка отличалась тем, что легко счищалась. Через год в нее упаковывали уже 22% сосисок, произведенных в России. А Рызенко с партнерами впервые столкнулся с промышленным шпионажем — некая украинская компания начала выпускать полный аналог «Амипака». После внутреннего расследования владельцы вычислили сотрудника, продавшего конкурентам технические документы. Дело о промышленном шпионаже было передано в суд, шпиона приговорили к двум годам условно. С тех пор на предприятии появились часовые.

Инновации позволяют зарабатывать больше — продукция «Атлантис-Пака» на 10–15% дороже аналогов. Откуда идеи? Сотрудников отдела маркетинга трудно застать в ростовском офисе: они объезжают мясоперерабатывающие заводы, узнают, с какими проблемами сталкиваются производственники. Полученную информацию передают в научный отдел. «У клиента всегда есть «хотелки», наша задача узнать о них», — объясняет Сергей Рызенко.

Колбаса в процессе хранения усыхает, и магазины перечисляют производителям деньги за меньшее количество продукта? «Атлантис-Пак» изобрел упаковку «Амифлекс»: внутренний и внешний слои из полиамида, а между ними — слой из полиолефина. Этот полимер обладает повышенными барьерными свойствами по отношению к пару и влаге и защищает от них внутренний полиамидный слой. В такой оболочке колбаса хранится, не теряя в весе, не 45 дней, а до 60 суток.

 

Для покупателей важен внешний вид, а декоративную сетку из шпагата на оболочку приходится натягивать отдельно? «Атлантис-Пак» разработал «Амитекс-Сонет» с уже закрепленной сеткой. Хочется, чтобы упаковка выглядела натуральной? В «Атлантис-Паке» разработали пятислойную «Натурекс», в верхнем слое которой используются волокнистые включения, делающие ее похожей на оболочку из кишок. «У них много ноу-хау, которых раньше не было на российском рынке», — говорит о поставщиках Роман Брагин, директор по маркетингу сибирского холдинга «Российские мясопродукты».

В прошлом году компания столкнулась с проблемой развития. Она изобрела более 30 видов упаковки, и придумывать новые функции стало трудно. В каком направлении двигаться? Недавно «Атлантис-Пак» запустил линию по производству соевого текстурата, который производители колбасы добавляют в фарш. А в лаборатории уже ищут, как делать его аналоги из растений, произрастающих на юге России: подсолнечника, люпина (мировые цены на сою растут). Рызенко решил, что его проверенные клиенты оценят и эту разработку.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+