Калининградская элита и банки легко ссужали популярному в городе медику десятки миллионов долларов. Напрасно
Ничто не предвещало беды. «Красивая кредитная история, контракты с государственными учреждениями... Управляющие банков говорят: по документам никаких проблем не было», — мэр Калининграда Александр Ярошук удивленно разводит руками. Хозяин нескольких медицинских клиник Эдуард Мирзоян, лечивший состоятельных калининградцев от неприятных, но несмертельных болезней вроде ожирения и импотенции, построил необычную финансовую пирамиду. В отличие от Сергея Мавроди предприимчивый медик брал деньги не у простого народа, а у банков и состоятельных господ.
Пирамида рухнула этой весной. В начале апреля на территории одной из калининградских промзон был вскрыт склад, арендаторы которого долго не выходили на связь и просрочили все платежи. По таможенным накладным в контейнерах, обнаруженных на складе, должно было находиться дорогостоящее медицинское оборудование. Однако обнаружены были лишь старые автомобильные покрышки и радиаторы. По ходу дела стало очевидно, что «оборудование» было заложено по кредиту, который Русь-банк (39-й в стране по размеру активов, принадлежит миллиардеру Данилу Хачатурову) выдал одной из фирм Мирзояна. Скоро выяснилось, что кредиторами Мирзояна были Сбербанк, Альфа-банк, Россельхозбанк, Энерготрансбанк и еще несколько других.
Топ-менеджер одного из банков, вовлеченных в скандал, сказал Forbes на условиях анонимности, что Мирзоян регулярно брал кредиты и аккуратно по ним расплачивался. Суммы постоянно росли, но кредиторов это не тревожило — по документам бизнес предпринимателя развивался с головокружительной скоростью: закупалось новое оборудование, увеличивались обороты. Но дело даже не в документах, Мирзоян был настоящим столпом общества.
Гинеколог по образованию, он перебрался в Калининград в 1990-м из Баку и занялся бизнесом. В его медицинских центрах делали пластические операции, лечили зубы и мочеполовую систему. Медициной дело не ограничивалось. Мирзоян считался владельцем ресторана «Абсент» и занимался недвижимостью. И, разумеется, дружил с сильными мира сего. «Снимаем здесь клип на новую песню под названием «Забери мою любовь», — объяснял четыре года назад певец Сосо Павлиашвили местным журналистам. — В Калининград я приехал к своему другу Эдуарду Мирзояну. Он все сделал, чтобы съемки здесь состоялись». Мирзоян и впрямь мог при необходимости оказать протекцию — у него была корочка советника бывшего калининградского мэра Юрия Савенко, он входил в руководящие органы областного отделения «Единой России».
Человеку с таким реноме давали в долг не только банки, но и физические лица — предприниматели, чиновники. «Он брал $50 000–100 000 на месяц под 25% и потом возвращал. Многие стали ему доверять. Предлагали в долг $2–5 млн», — рассказывает Игорь Рудников, депутат Калининградской областной думы.
Мирзоян был задержан в местном аэропорту «Храброво» и 10 апреля заключен под стражу. Ему предъявили обвинение в мошенничестве в особо крупных размерах. По оценке одного из пострадавших банкиров, всего Мирзоян и его компании набрали кредитов у банков и физлиц примерно на $1 млрд. Это, возможно, преувеличение. Forbes известно о нескольких кредитах на общую сумму $70 млн, больше половины которой приходится на Сбербанк. Четыре банка обратились в суд с требованием о взыскании долгов с Мирзояна и его компаний. А, по словам представителя следственного комитета при калининградской прокуратуре, пять банков пожаловались на то, что предприниматель получил у них кредиты, предъявив подложные документы.
Из частных кредиторов Мирзояна в финансовых потерях пока не признался никто. «Как чиновник может сообщить о том, что дал кому-то взаймы $2 млн?» — усмехается депутат Рудников. Куда делись деньги, тоже неизвестно. По городу ходят слухи о могущественных московских партнерах и покровителях Мирзояна. «Думаю, за ним кто-то стоит. В последние два-три года [его] бизнес резко взлетел», — выражает общее мнение мэр Ярошук, которому принадлежит местная торговая сеть товаров для дома «Бауцентр».