К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Чрезвычайные мэры


Чего ждет бизнес от городских властей? Не только льгот и преференций

«У мэров произошел сдвиг в сознании», — говорит Денис Визгалов, руководитель проектов фонда «Институт экономики города». Возможно, причина в том, что по России прокатилась волна громких отставок городских руководителей, часто с заведением уголовных дел. Отчасти виноваты деньги: городские ресурсы впервые за много лет достигли существенных величин, например, бюджет 20 городов, вошедших в наш рейтинг, превышает $5 млрд. Как бы то ни было, по мнению Визгалова, которому приходится много ездить по российским регионам, руководство городов в последнее время стало обращать внимание не только на экономические (льготы, стоимость труда, аренды и т. п.), но и на внеэкономические факторы (дороги, образование, озеленение). В этом, считает эксперт, и состоит «сдвиг». Пообщавшись с мэрами нескольких городов, мы тоже нашли примеры удачных «внеэкономических» инициатив, которые тем не менее влияют и на экономику.

Казань

БЮДЖЕТ 2007 года: 14,2 млрд рублей

МЭР: Ильсур Метшин, 39 лет

 

НА ПОСТУ: 2,5 года

Ильсур Метшин стал главой Казани после громкого празднования 1000-летия города, проведенного его предшественником Камилем Исхаковым (ныне замминистра регионального развития). О самостоятельном проекте такого масштаба Метшин пока только мечтает — Казань подала заявку на проведение Универсиады-2013, аналога Олимпийских игр для молодежи. Из проектов поменьше: построен мусороперерабатывающий завод, налажены поставки горячих обедов в школы, чиновники мэрии учат теперь английский и раз в полгода проходят кадровый аудит по методике нефтяной компании Shell. «Банк, корпорация или мэрия — управленческие процессы одни», — говорит Метшин, в бытность мэром родного Нижнекамска входивший в совет директоров градообразующей компании «Нижнекамскнефтехим».

 

Для населения Казани самый заметный проект, связанный с личностью Метшина, — реформа транспортной системы, проведенная в прошлом году. Его разрабатывали специалисты Научно-исследовательского и проектного института территориального развития и транспортной инфраструктуры из Санкт-Петербурга. Цель — сделать систему более эффективной, сократив число маршрутов и автопарк, полностью избавиться от некомфортных и часто попадающих в ДТП «газелей».

Для начала около 10 000 студентов изучали существующую ситуацию. Они ездили на общественном транспорте по городу, фиксируя количество людей, заходивших на каждой остановке, среднее время ожидания и т. д. Выяснилось, например, что по одной из улиц в историческом центре в час проходило до 900 единиц общественного транспорта.

В результате часть маршрутов изменили, 33 убрали вовсе. Мэрия провела тендер на право заниматься общественными перевозками. Число участников рынка сократилось: раньше пассажиров перевозили 256 мелких фирм и девять транспортных организаций, теперь — 18 частных компаний и два муниципальных предприятия. Метшин обязал их закупить в лизинг новый транспорт: сейчас в городе ездят 1200 новых автобусов (вместо 2200 «пазиков» и «газелей»), все выкрашены в красный цвет и оснащены двигателями стандарта «Евро-3». «Обычно 67% загрязнения в городе дает автотранспорт. Мы единственный город в России, сменивший весь автобусный парк на «Евро-3», — говорит Метшин. Вместимость транспорта при этом увеличилась на 30%.

 

Весь проект обошелся Казани в 3,5 млрд рублей. Для сравнения: на ремонт дорог Метшин ежегодно тратит около 3 млрд рублей (включая средства федерального и республиканского бюджета).

Реорганизацией транспортной системы возмущались частные предприниматели, оттертые от рынка перевозок, — 26 из них подписались под жалобой в ФАС. В марте прошлого года управление ФАС Татарстана даже вынесло решение в их пользу, признав действия мэрии противоречащими закону о конкуренции: на конкурсе были объединены в один лот сразу несколько маршрутов, что автоматически лишало перевозчиков, у которых мало машин, возможности участия в нем. Владельцы «газелей» устраивали и митинги протеста. Метшин не отступился, мэрия тоже подала ходатайство в ФАС и прокуратуру, разъясняя, что без сокращения количества перевозчиков и изменения транспортной системы Казань погрязнет в пробках. Шум стих.

Жители довольны. Метшин тоже. «Могу сказать, что в мои молодые годы на 150% самолюбие удовлетворено, — говорит он. — Мечтаю, чтобы всевышний дал мне здоровья, чтобы жить долго».

Екатеринбург

БЮДЖЕТ 2007 года: 19,6 млрд рублей

МЭР: Аркадий Чернецкий, 58 лет

 

НА ПОСТУ: 16 лет

«Город оказался намного лучше, чем я ожидал», — признается Ра Юн Су, гендиректор торгового представительства Южной Кореи в Москве. Он только что вышел из кабинета мэра Екатеринбурга Аркадия Чернецкого, где обсуждал предстоящий визит уральской делегации в Сеул.

Еще два года назад аэропорт «Кольцово» ничем не отличался от любого провинциального аэропорта. С тех пор его успели перестроить, значительно расширив; сейчас в залах нового терминала проходит выставка современного искусства «Иллюминаторы», что в старых интерьерах вряд ли было возможно. Только за первый квартал этого года пассажиропоток вырос на 27%, время обработки багажа сократилось на 20%, появился десяток новых регулярных рейсов. Реконструкция осуществляется за счет средств федерального бюджета и группы «Ренова» Виктора Вексельберга (у «Реновы» несколько заводов на территории Свердловской области).

Как это ни банально, но одна из главных причин перемен — утвержденный в 2003 году стратегический план развития города, обозначивший бизнесменам и горожанам приоритеты властей. План, на разработку которого ушло три года, был личной инициативой Чернецкого. «Мы отошли от советских канонов — столько-то сделать к такому-то сроку, — вдохновенно говорит мэр Екатеринбурга. — Больше нет фетиша цифр, нам важнее было сформировать тенденцию».

 

Одна из 28 стратегических программ называется «Екатеринбург — город для бизнеса». Пять лет назад офисных центров в столице Урала не было. Мэрия разрешила переводить жилые помещения на первых этажах в нежилые. «Чернецкий лично содействовал активной реализации данной программы», — говорит местный предприниматель Валерий Савельев, холдинг которого AVS Group занимается девелопментом, перевозкой грузов и оптовой торговлей.

Как обстоит дело с офисами сейчас? В 2007 году построили на 82% больше офисов, чем годом ранее. Для сравнения: торговых объектов — всего на 37%, жилья — на 22%. В начале этого года на той или иной стадии строительства находилось 682 000 кв. м офисных помещений. УГМК, один из крупнейших инвесторов в области, строит башню «Исеть» — первый объект будущего делового квартала Екатеринбург-Сити. «Ренова» будет строить офисы класса A на территории купленного ею два года назад завода по обработке цветных металлов, здания которого сейчас сносят. Мэрия процесс поддерживает — в стратегическом плане стоит программа «Новая жизнь крупных заводов», предусматривающая вывод промышленного производства из центра.

Череповец

БЮДЖЕТ 2007 года: 6,3 млрд рублей

МЭР: Олег Кувшинников, 43 года

 

НА ПОСТУ: 1 год

До избрания мэром Олег Кувшинников возглавлял социально-бытовой блок «Северстали», которой принадлежит Череповецкий металлургический комбинат. Так что проблемы города он хорошо понимал еще до того, как стал руководить местной администрацией: численность населения в Череповце с 1991 года снизилась с 324 000 до 308 000 человек, а большая часть молодежи, устраивающейся на «Северсталь», не может пройти медкомиссию — здоровье не позволяет. Для борьбы с этой тенденцией в «Северстали» еще в 2003 году запустили благотворительную программу «Дорога к дому», направленную на работу с несовершеннолетними.

Когда Кувшинников, руководитель и идеолог программы, стал мэром, в ней начали активно участвовать чиновники социальной сферы — это учитывается в целевых показателях, по которым глава города оценивает деятельность своих подчиненных. Появился Межведомственный территориальный консилиум, где представители разных управлений обсуждают планы совместной работы с семьями, занесенными в городскую базу данных по несовершеннолетним, которые находятся в социально опасном положении. В 2007 году таковыми было признано 766 из 56 770 детей до 18 лет, проживающих в городе.

Проекты, начатые «Северсталью» и доказавшие эффективность, переводятся в зону ответственности соответствующих учреждений («Северсталь» перестает их финансировать). Один из примеров — проект «Семья», направленный на сохранение семей, в которых есть дети с ограниченными способностями. В 2007 году психологи и другие специалисты работали в 154 семьях: в 105 случаях они констатируют улучшение внутрисемейных отношений, у 91 ребенка уровень развития повысился. «Без моего административного ресурса невозможно было бы преодолеть косность социальной инфраструктуры», — говорит Кувшинников.

 

Помимо административной поддержки программы «Дорога к дому» мэр тратит на социальную сферу 68% городского бюджета: есть целевые программы по реконструкции школьных стадионов, развитию дворового футбола и хоккея, благоустройству. «В мэрии все патриоты Череповца — мы живем тут», — объясняет Кувшинников, у которого трое сыновей. Как, кстати, и у главы «Северстали» Алексея Мордашова, с которым он учился в одной школе.

Калининград

БЮДЖЕТ 2007 года: 8 млрд рублей

МЭР: Александр Ярошук, 42 года

НА ПОСТУ: 6 месяцев

 

У Александра Ярошука, отца четверых детей и владельца сети строительных гипермаркетов «Бауцентр», полно хлопот. На очереди в детские сады 7000 детей, канализация в городе до сих пор функционирует немецкая, 1892 года. Что нужно для решения проблем? Деньги. Идея Ярошука — использовать географическое положение Калининграда и больше зарабатывать на транзитных потоках. Для этого нужно, чтобы люди, следующие через Калининград, больше времени проводили в городе. Сейчас для этого нет инфраструктуры.

У старинного города отсутствует исторический центр: королевский замок, стоявший после войны без крыши, в 1967 году разрушили до основания как символ прусского милитаризма, теперь рядом высится недостроенный Дом Советов. Ярошук хочет застроить исторический центр гостиницами, магазинами и ресторанами, стилизованными под старые немецкие дома. «Как в Гданьске, который полностью был разрушен во время войны», — говорит мэр Калининграда, привыкший ездить на выходные в Польшу или Германию.

Самая старая часть Кенигсберга, возникшего на месте трех поселений, называется Альтштадт. С нее и начнут — здесь практически незастроенная территория. «Есть возможность сделать рекреационную зону на 70 га», — говорит Ярошук. Предварительный проект таков: королевский замок воссоздать, проспект, рассекающий Альтштадт на две части, убрать в тоннель, застроить территорию малоэтажными улочками в ганзейском стиле, где разместятся магазины, отели и рестораны для туристов.

Кто будет финансировать? «Есть российские инвесторы, которых пока называть рано, готовые вложить $1,5 млрд, — говорит Ярошук. — Я буду все делать, чтобы проект реализовался. Если стройка начнется — не зря работал». Губернатор Калининградской области Георгий Боос идею поддерживает. Банк «Петрокоммерц» готов привлекать финансирование. Пилотный проект, комплекс «Рыбная деревня», построенный московской «Компанией проектного финансирования», успешен: летом в стилизованных ресторанах бывает до 500 иностранцев в день, а мини-отель загружен на 100%.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+