Как выбрать интернет-брокера? По сервису они мало отличаются друг от друга, решающий фактор — цена обслуживания
Частный трейдер Андрей уже несколько лет зарабатывает на жизнь игрой на фондовом рынке через интернет. «Я всегда держу в голове, что совершать сделки, которые принесут менее 0,1%, нельзя», — говорит он. Все дело в комиссионных, которые берет брокер. Андрей торгует через Альфа-банк, используя систему «Альфа-Директ». До недавнего времени комиссионные составляли 0,09% от оборота, если прибавить комиссию ММВБ (0,01%), получается как раз 0,1%.
С мая Альфа-банк снизил комиссию до 0,05% для игроков с небольшими оборотами и до 0,01% для торговцев, чей месячный оборот превышает 250 млн рублей. За восемь лет существования интернет-трейдинга в России брокеры сократили плату за свои услуги на порядок — с 0,2–0,3% от оборота до сотых, а в некоторых случаях и до тысячных долей процента.
Где самые дешевые брокерские услуги? Мы взяли двух виртуальных игроков с одинаковым портфелем (500 000 рублей) и разными стратегиями. «Спекулянт» использует заемные средства (плечо в размере 1:1) и торгует ежедневно на 20 млн рублей (месячный оборот 400 млн рублей), «Инвестор» заключает в день по сделке на 100 000 рублей (месячный оборот 2 млн рублей). Всего мы оценили 15 крупнейших брокеров по количеству активных счетов на ФБ ММВБ. В расчетах учитывались комиссия биржи и услуги депозитария (см. таблицы).
Дешевле всего торговать акциями через «Уралсиб Кэпитал — Финансовые услуги». Компания не берет комиссионных, ее клиенты платят только бирже. Этот маркетинговый ход «Уралсиб», новичок среди интернет-брокеров, использует уже почти год. В августе компания введет комиссионные, но, как обещает, не слишком высокие.
Самым дорогим брокером оказалась «Тройка Диалог». Ее тариф выливается в итоговые 0,128% от оборота для «Инвестора» и в 0,0363% для «Спекулянта». При обороте в 20 млн рублей в день ежемесячные затраты составят 145 020 рублей. В компании тарифную политику не комментируют.
Сколько за аналогичные услуги придется заплатить на Западе? Например, Charles Schwab берет с клиентов, которые совершают в год менее 120 торговых операций, $0,015 за покупку одной акции; спекулянты платят $8,95 за сделку. Если перевести эти тарифы в нашу систему координат (самые популярные акции на бирже NASDAQ — Microsoft и Intel — стоят около $30), получится, что обычные инвесторы платят 0,05% от оборота, а спекулянты — 0,02%. В наших табелях о рангах американский банк оказался бы где-то посередине, т. е. стоимость услуг в России и США сопоставима.
Дмитрий Серебренников, руководитель инвестиционного подразделения группы «Финам», обещает вновь снизить тарифы, как только прирост клиентской базы составит 20–30%. «Мы не смотрим на конкурентов. Снижать тарифы нам позволяют обороты», — говорит он. Да и основной заработок брокеров все же не комиссии, а доход от маржинального кредитования, минимальная ставка по которому составляет сейчас 10% годовых.