Управляющие нередко покупают совсем не то, что обещает название фонда. Зачем?
Павел Крапчитов, управляющий директор УК МДМ-банка, подробно объясняет, почему фонд «МДМ — Мир облигаций» в I квартале этого года показал один из худших результатов на рынке (паи подешевели на 3,1%). Перед январским обвалом средства ПИФа, несмотря на его «облигационное» название, почти на 40% были вложены в акции. Правилами это не запрещено. Другое дело, что в презентации фонда утверждалось: доля акций не превышает 15% инвестиционного портфеля, и, возможно, пайщики выбирали «МДМ — Мир облигаций» именно из-за консервативной стратегии. Сейчас Крапчитов говорит, что в презентации была ошибка. Но что с того рядовому инвестору?
Ориентироваться в паевых фондах становится все сложнее. За последние два года число управляющих компаний в России увеличилось в два раза — до 283, а число фондов достигло 1070, притом что еще два года назад их было 430. Еще больше усложняют ситуацию попытки управляющих идти на ухищрения — например, покупать совсем не те ценные бумаги, что обещают названия фондов или рекламные проспекты.
По итогам прошлого года самую большую долю (13,5%) в фонде «Альфа-Капитал Потребительский сектор» составляли акции не ритейлеров или производителей продуктов питания, а «Газпрома». Тогда управляющий считал, что многие потребительские бумаги переоценены, а у акций «Газпрома» — большой потенциал роста, объясняет сотрудник компании. Акции «Газпрома» были проданы в начале второго квартала, их место в портфеле заняли бумаги компаний потребительского сектора. Была ли эта тактика оправданной? С начала года к 30 апреля акции X5 Retail Group упали на 2%, «Седьмого континента» — на 11%, а «Газпрома» — на 12%.
Компания «Вика», рекламируя свой ПИФ «Райбах — Фонд акций», утверждает, что инвестирует деньги пайщиков в акции второго эшелона, паи других фондов, депозиты и иностранные ценные бумаги. Как выглядит ситуация на самом деле? В конце прошлого года почти 40% активов фонда были вложены в облигации небольших компаний. Но в этом случае пайщики выиграли — в первом квартале их вложения подешевели всего на 6%, в то время как индекс ММВБ упал на 15%.
Отдельная история с индексными фондами, от которых клиент вправе ожидать не творчества управляющего, а слепого следования индикатору рынка — индексу РТС или ММВБ. «У меня есть индексный фонд, но, если мне не нравится какая-то бумага из индекса, я иду на нарушение и продаю ее», — откровенничает в интервью Forbes один из управляющих. О ненадлежащей структуре активов на следующий день становится известно специальному депозитарию, где учитываются активы фондов, а затем — ФСФР. На исправление таких нарушений дается 30 дней, т. е. 29 дней ненужную акцию можно не покупать, потом приобрести ее, а на следующий день продать.
Неудивительно, что активы многих индексных фондов часто не соответствуют индексу, на который они ориентируются. В конце прошлого года в активах фонда «БКС Индекс ММВБ» отсутствовали акции «Магнитогорского металлургического комбината», а доля акций ВТБ была гораздо ниже, чем в индексе ММВБ. В начале этого года в фонде не оказалось акций РАО ЕЭС, которые к 30 апреля упали на 33%. «Какой смысл вводить пайщиков в убыток?» — спрашивает Владимир Солодухин, управляющий директор УК БКС. Все формальные требования ФСФР при этом выполнялись: компания вовремя устраняла нарушения. Однако продажа акций РАО ЕЭС не помогла фонду переиграть рынок: в I квартале котировки паев «БКС Индекс ММВБ» снизились на 14,4%, а индекс ММВБ упал на 13,8%.
В большинстве случаев управляющие, перетасовывающие свои портфели, действуют в полном соответствии с нормами регулятора. Согласно закону об инвестфондах и нормативным документам Федеральной службы по финансовым рынкам название ПИФа должно указывать, является ли он фондом акций, облигаций, смешанных инвестиций, индексным фондом и т. п. К каждой из этих категорий ФСФР предъявляет требования, связанные с составом и структурой активов. Например, открытые ПИФы денежного рынка (имеются в виду вложения в депозиты, векселя) могут инвестировать в ценные бумаги (акции, облигации) до 50% активов. Максимальная доля облигаций в фондах акций (и наоборот) может достигать 40%. А доля бондов в открытых ПИФах облигаций должна быть не менее 50% в течение 2/3 рабочих дней месяца.
По закону название ПИФа не должно содержать заведомо ложной информации. Начальник управления ФСФР Александр Бескровный не исключает, что в отдельных случаях вольности управляющих можно трактовать как нарушения. В качестве санкций ФСФР обычно выносит предписания об устранении нарушений или штрафует управляющую компанию (в среднем на 30 000–40 000 рублей). Более серьезные меры — редкость. В прошлом году по требованию ФСФР продажу паев приостановила компания «ОФГ Инвест», которая покупала ценные бумаги без признаваемых котировок, чего делать нельзя. В марте 2008-го ФСФР наложила запрет на выдачу, обмен и погашение паев УК «Финам Менеджмент» в связи с рядом технических нарушений. Спустя неделю после их устранения операции были возобновлены.
«Если это не запрещено правилами, то почему бы мне не заработать для инвесторов дополнительную прибыль?» — объясняет свои действия управляющий Крапчитов из УК МДМ. Средняя доходность фондов облигаций в прошлом году была ниже уровня инфляции, такой доход ни одному инвестору не нужен, говорит он. Фонд «МДМ — Мир облигаций» под его управлением пытается играть на акциях: наращивает их долю в портфеле до 30–40%, когда рынок падает, и продает, когда акции растут в цене.
А «Райбах — Фонд акций» перекладывался в облигации, чтобы защититься от падения рынка, объясняет руководитель фондового отдела компании «Вика-Брокер» Алексей Ким. «Мы не видели перспектив в акциях, в такое время лучше выходить в деньги, а еще лучше — в инструменты с фиксированной доходностью». Ким сожалеет, что по правилам фонд не мог вложить в облигации более 40% активов.
Скоро и такие манипуляции станут невозможны — в ФСФР собираются ужесточить правила игры. По словам Бескровного, максимальная доля акций в портфеле фондов облигаций (и наоборот) уже в ближайшее время может быть снижена, например, с 40% до 20%. А Национальная лига управляющих собирается присваивать знак качества компаниям, не покупающим акции в фонды облигаций. Пока же у управляющих остается широкое поле для маневра, и простейший совет для инвестора — при выборе фонда не доверяться его названию, а посмотреть на структуру портфеля. Выяснить, какие именно бумаги покупал ПИФ, можно из отчетности управляющей компании. Большинство УК раскрывают структуру портфеля ежеквартально (таковы требования законодательства и ФСФР), немногие делают это чаще.
По словам Солодухина из УК БКС, большая часть инвесторов ленится читать отчетность своих ПИФов. Совершенно напрасно.