Миллиардер Дэвид Росс заработал деньги на торговле сотовыми телефонами. Но в оперных кругах его знают как устроителя весьма необычного фестиваля
Дэвид Росс предпочитает уединение. Его поместье Невилл-Холт-Холл расположено на одиноко стоящем холме в 150 км на северо-запад от Лондона. Помимо Росса на 1500 га проживают только несколько человек из обслуги. Население ближайшей деревни (которая тоже называется Невилл-Холт) — 28 человек. Сотовая связь доступна не всегда — забавно, ведь Росс нажил свое состояние в $1,4 млрд на Carphone Warehouse, розничной сети по торговле мобильными телефонами.
Светлые волосы, голубые глаза и подтянутая фигура придают сорока-двухлетнему Россу немного мальчишеский вид — если вам, конечно, удастся его увидеть. Он редко дает интервью и неохотно разрешает себя фотографировать. «Меня не интересует публичность и собственный имидж», — замечает он. И тем не менее каждое лето Росс приглашает 300 совершенно чужих ему людей на свой парадный газон. Зачем? Он готов кое-чем пожертвовать и даже пообщаться немного с журналистом, «чтобы привлечь людей к своему проекту». Речь идет об оперном театре.
Этим летом — уже в седьмой раз — Росс пригласит любителей оперы в концертный зал на 300 мест, который устроен в бывших конюшнях его поместья. В сотрудничестве с компанией Grange Park Opera, которая организует и более масштабный фестиваль в Гемпшире, Росс ставит такие оперы, как «Женитьба Фигаро» и «Севильский цирюльник». В этом году он представляет зрителям «Фальстафа» и сольные выступления всемирно известного баритона Брина Терфеля.
Интерес к искусству возник у Росса в 1999 году, когда один из друзей позвал его в Гемпшир посмотреть сюрреалистическую оперу 1947 года «Груди Тиресия», поставленную при содействии Grange Park. Это было его первое знакомство с оперой, и Росс был сражен. «Обстановка и окружение, то, как все проходило — меня потрясло, что есть такой приятный способ проводить вечер», — вспоминает он. Васфи Кани, подруга Росса и директор Grange Park, поясняет: «Я думаю, это тронуло его сердце, как не может трогать работа по 14 часов в день». Росс тогда действительно проводил все время либо в офисе, либо на переговорах, готовя Carphone к первичному публичному размещению. Но с тех пор он пристрастился к опере, начал посещать по пять представлений в год.
В 2002 году после успешной постановки в Гемпшире Кани стала подыскивать зал где-нибудь в Центральных графствах, чтобы поставить спектакль. Она разослала электронное письмо знакомым из этого региона с просьбой поделиться идеями. «Дэвид ответил на мое письмо: «Если вы не устроите оперу в моем доме, я больше не буду с вами разговаривать». Так что я решила согласиться», — смеется Кани.
В первые годы в Невилл-Холте ставились «Богема» и «Так поступают все» — популярные и беспроигрышные произведения. С тех пор предпочтения постановщиков сместились в сторону более неожиданных вещей вроде «Любовного напитка» Гаэтано Доницетти. Родерик Даннет, оперный критик газеты Independent, считает, что компания сделала большой шаг вперед. «Теперь у них практически не бывает промахов, — говорит он. — Поначалу так было не всегда».
Посетителей Невилл-Холт-Холла — а с 2003 года здесь побывало 6000 гостей — интересует не только оперное пение. Во-первых, билет за $90 дает им право гулять по садам Росса и устраивать пикники прямо на газоне. Нахальные посетители как-то даже пытались подглядывать в окна частного жилища Росса. (Бизнесмен говорит: такие вторжения — плата за возможность покровительствовать искусствам.)
Во-вторых, достойно внимания и само поместье. На протяжении многих веков здесь жили представители нескольких известных фамилий. Невиллы, семья баронетов и графинь, именем которых названо имение, продержались 400 лет начиная с XVI века. В XIX веке дом перешел к корабельному магнату сэру Бэйчу Кунарду, его жене Мод Берк и их дочери Нэнси, которая была музой Эзры Паунда, Эрнеста Хемингуэя, Константина Бранкузи и многих других писателей и художников. Кунарды принимали здесь пятерых английских премьер-министров. После развода сэра Бэйча и Берк в 1914 году имение было продано. Во время Первой мировой оно пустовало, затем в нем размещалась мужская школа, которая закрылась в 1999 году, не справившись с операционным управлением. Росс купил имение в 2000-м.
Поместье считается историческим, поэтому любые перестройки в нем возможны лишь с одобрения исторического общества. Хотя Росс хочет сделать оперный театр более монументальным, пока он располагается во временной постройке — так что к ариям и сольным партиям примешивается шум ветра и дождя, бьющего по крыше. Росс по этому поводу не переживает. Фестиваль сознательно сделан «на живую нитку», у него нет цели конкурировать с Королевским оперным театром в Лондоне. Более того, каждый сезон одно из представлений в Невилл-Холте отдано молодым неопытным певцам, которым иначе пришлось бы годами ждать своего шанса. Их выступления не всегда профессиональны. Но Росс говорит: «Если бы все было безупречно, это был бы совсем другой фестиваль. Нам надо следить, чтобы он не стал слишком прилизанным».
В этом году фестиваль пройдет с 11 по 20 июля. Как и год назад, Росс, наверное, не будет мозолить глаза публике, многие представления он смотрит из-за кулис. «Я радуюсь, когда люди приходят и наслаждаются оперой», — говорит он. Даже если они слишком много себе позволяют? Что ж, вздыхает Росс, «это всего на десять дней».