«Моя жизнь в свое время была тесно связана с научной средой. Вся структура моих связей и контактов в этих кругах сохранена», — рассказал как-то Юрий Ковальчук (№53 в списке Forbes) в интервью своей газете «Санкт-Петербургские ведомости». Кто-то сказал, что научная работа — это попытка удовлетворить собственное любопытство за государственный счет. Председатель совета директоров банка «Россия», давний знакомый Владимира Путина достаточно богат, чтобы оплачивать тягу к знаниям из собственного кармана. Ковальчук спонсирует Центр стратегических разработок «Северо-Запад». Чем занята эта организация?
«Первый после XXVII съезда партии опыт строительства приоритетов национального развития» — так, без ложной скромности, оценили эксперты центра сочиненную ими доктрину развития Северо-Запада России. Председатель правления ЦСР Ковальчук в 2001 году презентовал ее лично. Сегодня фонд пишет стратегии для регионов и городов. Был у ЦСР замысел построить в Псковской области нефтеперерабатывающий завод и целлюлозно-бумажный комбинат — пожалуйста, инвесторы найдены и жаждут вложить около €1,5 млрд.
Футурологи из Петербурга не замыкаются в границах родного Северо-Западного федерального округа. По словам Владимира Княгинина, директора центра, фонд пишет стратегии развития для 20 регионов. На рынке стратегий присутствует десяток консалтинговых компаний, которые просят за региональную стратегию от семи до сорока миллионов рублей, говорит Игорь Скачков, директор консалтинговой компании Strategy Partners. Так что фонд Ковальчука — один из лидеров этого рынка.
И все же собственных доходов исследовательскому центру не хватает — помогают учредители, в том числе и «Россия». Без денег Ковальчука ЦСР было бы, например, не на что изучать перспективы развития северных регионов или слияние Москвы и Санкт-Петербурга с образованием гигантского «мегалополиса» — у этих проектов не было внешних коммерческих заказчиков. Ковальчук утверждал эти проекты и сейчас держит руку на пульсе, свидетельствует Княгинин.