Что думают миллиардеры о деньгах и правилах бизнеса, чем гордятся?
Forbes задал семь одинаковых вопросов трем участникам «Золотой сотни» — Владимиру Потанину (№6, $22,4 млрд), Виктору Вексельбергу (№16, $11,4 млрд) и Арасу Агаларову (№92, $1,2 млрд)
Что для вас значит быть богатым?
Владимир Потанин: Богатство у меня ассоциируется, прежде всего, с определенной степенью свободы. Это мощный инструмент, с помощью которого можно многое сделать. С другой стороны, чем больше я осознаю себя богатым, тем чаще задумываюсь, что от каких-то вещей следует воздерживаться. Благодаря богатству становишься влиятельным и заметным. Начинаешь служить неким примером для сравнения. Поэтому хочется, чтобы это сравнение было максимально благоприятным.
Виктор Вексельберг: Мы живем в материальном мире, и каждый стремится к росту своего благосостояния. Богатство — это и критерий социального успеха человека, и, косвенно, отображение его способностей, отчасти везения. Для меня быть богатым — это, в первую очередь, быть ответственным. Деньги трудно заработать, но еще труднее ими правильно распорядиться.
Арас Агаларов: Деньги для меня — прежде всего инструмент для реализации моих идей. Если у меня будет 10 миллиардов живых денег, я их вложу в очередной проект. Придумаю что-нибудь новое, фантастическое, сумасшедшее. Придумаю и вложу.
С кем из участников «Золотой сотни» Forbes вам было бы интересно начать совместный бизнес?
В. П.: Начать, наверное, ни с кем. У меня есть очень богатый опыт работы с Михаилом Прохоровым. Я очень положительно оцениваю историю нашего партнерства, но должен признать, что столь длительное равноправное сотрудничество было возможно лишь в период раннего делового «романтизма», охватившего Россию. Теперь, при более зрелом осознании бизнеса, если я кого и буду приглашать, то разных партнеров в разные бизнесы.
А. А: Ни с кем. Не потому, что мне кто-то не нравится. Наверное, среди них есть прекрасные люди, с которыми очень хорошо было бы иметь дело. Но если я буду с кем-то работать вместе, мне придется считаться с его мнением, обсуждать, как что сделать. И тот комфорт, в котором я сейчас нахожусь — творить на свое усмотрение, — будет ограничен, чего я не хочу ни при каких финансовых перспективах.
Кого вы считаете примером для подражания в бизнесе?
В. П.: Я уважительно отношусь к любому успеху. И воспринимаю людей, добившихся успеха, как своего рода мини-пример для подражания в конкретном аспекте. В разных известных людях, бизнесменах я нахожу такие черты, которые хотел бы принять, и учусь у них этим вещам.
В. В.: Сложный вопрос. Хотя… Мне всегда импонировал основатель «Вымпелкома» Дмитрий Зимин: он не только обладает выдающимися качествами предпринимателя и ученого-новатора, но и очень неравнодушный человек, умеющий использовать свой материальный и интеллектуальный капитал на благо общества.
А. А.: Для меня нет таких авторитетов. Я вообще думаю об успешных людях проще, чем другие. Если про кого-то говорят — какой он гениальный, сделал то, сделал это, я думаю: ну а что, был бы я на его месте, возможно, достиг бы и большего. Наверное, это мое заблуждение, но избавляться от него я не хочу.
Ваше главное правило в бизнесе?
В. П.: Стремиться не делать то, чего бы не сделал в обычной жизни. Не менять моральных правил. Кому-то может казаться, что в бизнесе действуют другие законы и дозволены поступки, неприемлемые в повседневной жизни. Мой опыт подсказывает, что это не так.
В. В.: Не врать и не бояться. Обманывать вообще нехорошо, а уж себя самого — подавно: надо в любой ситуации сохранять верность своим принципам и убеждениям. И никогда нельзя бояться ставить перед собой амбициозные задачи, нельзя опускать руки перед проблемой из страха ошибиться при ее решении.
А. А.: Быть откровенным. Есть такая пословица: лучшая хитрость — говорить правду. Я предпочитаю говорить истинную причину, почему хочу так, а не иначе. Открытость упрощает любые взаимоотношения.
Лучший деловой совет, который вы получали?
В. П.: It’s easy to cut bad deals — от плохих сделок легко отказываться. Иногда с эмоциональной точки зрения сделка представляется очень привлекательной, и в какой-то момент ловишь себя на том, что готов поступиться некоторыми выгодами, правилами, системой защиты своих интересов. Как раз этого делать нельзя.
В. В.: Отец всегда учил меня быть осторожным, и этот совет пригодился мне в жизни много раз. Правда, в бизнес я пришел вопреки его мнению: он был очень расстроен, что я бросил научную карьеру. Хороший совет дал мне один из институтских преподавателей: «Лидеры в жизни меняются редко — берегите лидерские позиции».
Какой момент в своем бизнесе вы считаете звездным?
В. П.: Уход из Министерства внешнеэкономических связей СССР в 1990 году, когда я окончательно решил, что буду заниматься самостоятельным бизнесом. Решение оказалось самым трудным в моей жизни. Было очень тяжело оторваться от госсистемы, уйти на новую, необычную орбиту, на которую в тот момент немногие решались выйти.
В. В.: Насчет «звездности» я бы не горячился, но одним из самых ярких моментов считаю создание СУАЛа. Это было торжество бизнес-идеи в чистом виде, которую поняли и приняли люди на предприятиях, и невыразимая радость за то, что ты сумел убедить многотысячные коллективы. Потом никто и никогда не пожалел об этом.
А. А.: Никакой. Все мои проекты нестандартны и получались вопреки чему-то. Когда осознаешь, что ты что-то придумал и сделал с чистого листа, — понимаешь, что ради таких ощущений стоит жить.
Каким вы видите себя и свой бизнес через 10 лет?
В. П.: Я бы хотел, чтобы через 10 лет мой бизнес мог жить без моего непосредственного участия. Сейчас он так построен, что без меня, видимо, не то чтобы развалится, но остановится в развитии. Это не значит, что через 10 лет я соберусь на пенсию. Я чувствую в себе определенный запал, поэтому буду продолжать заниматься бизнесом. Мне нравится общественная работа, но я не готов пока сделать это главным делом своей жизни.
В. В.: В общих чертах «Ренова» будет тем же, чем сегодня: частным международным холдингом с российской пропиской. Просто больше, а по отдельным направлениям — публичнее. Что касается меня лично, чем дальше — тем больше времени планирую уделять социальным проектам. Мне кажется, что опыт и знания состоявшихся менеджеров могут принести пользу в области госуправления, и, если у меня появится такая возможность, я буду самым серьезным образом ее рассматривать.
А. А.: Сложно сказать. Будущее моего бизнеса зависит не от меня одного — от экономической ситуации в стране, в мире. От многих факторов. Но, конечно же, хочется видеть свою компанию большой и сильной.