Большой бизнес на везении не построить
Есть расхожее мнение о богатых людях: они, мол, успешны, потому что оказались в нужное время в нужном месте. На самом деле это не так. Достичь чего-то по-настоящему масштабного, создать любое состояние на счастливом случае либо на серии таких случаев абсолютно невозможно. Если человеку попали в руки большие деньги, а он к этому не предназначен, такой счастливец, как Шура Балаганов, не только приумножить — удержать их не сможет. Если человеку досталось нечто сложное и большое (к примеру, промышленное предприятие), а он не адекватен как хозяин и управленец, он его потеряет. Мир бизнеса так устроен, что недостаточно цепкий и не соответствующий уровню актива собственник быстро заменяется кем-то другим.
Иными словами, удача состоит из двух частей: удачной идеи или случая и готовности к ним. Если к тебе плывет золотая рыбка, а ты не можешь ее поймать или не знаешь языка, на котором она говорит, — значит твоя удача просто не сработает. Марк Твен как-то написал: по крайней мере раз в жизни удача стучится в дверь к каждому, но многие из нас в это время сидят в соседнем кабачке и не слышат стука.
Везение нередко помогает бизнесу и приводит к неожиданным результатам. Но это когда речь идет о малых делах. Например, пришла случайно кому-то в голову новая маркетинговая идея — он ее реализовал, снял сливки. На следующий год его догоняют конкуренты с той же идеей, и ситуация нивелируется. Бизнес в большом масштабе, повторюсь, на удаче не построишь.
Я много чего перепробовал в своей жизни, много инвестировал, и везение во всем этом было только одно — мне случайно попадались люди, которые являлись носителями инсайдерской информации по конкретному бизнесу, и я мог им доверять. Они сообщали мне такую информацию, которую я не ожидал услышать или не знал. Со временем я поставил этот процесс на поток: теперь такая информация проходит передо мной каждый день, и это элемент системы. Каждый бизнесмен, если он хочет быть успешным, должен иметь такую машинку, которая просеивает все идеи и шансы подряд, улавливает подходящие и превращает их в проекты. Кто работает над созданием такой машинки, тому и «везет».
Собирается она из трех блоков — анализа информации, ресурсной базы и коммерческого интеллекта. Вот вы уловили какое-то зерно, дальше надо понять: способны ли что-то вырастить именно из этого зерна? Люди заблуждаются, когда считают, что главное — удачная идея; будто, если она есть, под нее находятся ресурсы. Идея сама по себе ничего не стоит. Вы слышали когда-нибудь, чтобы кинопромышленники выстраивались в очередь к сценаристам? Все происходит ровно наоборот. Поэтому вторая неотъемлемая часть — это ресурсы, в первую очередь организационно-управленческие. Очень важно собрать «критическую массу» дееспособных и мотивированных людей, без которых проект просто не состоится. Вот здесь действительно доминирует удача. Ты можешь, системно работая, промывать-промывать-промывать кадры, а нужного человека или совокупности людей все нет и нет. Такое невезение иногда длится долго.
Еще один блок, коммерческий интеллект, — это опыт. Накопленная у человека внутренняя база данных, позволяющая продумать, как шанс, идея могут воплощаться, как будут жить в конкурентной среде, какие есть риски и перспективы. Планировать, кстати, можно как от желаемой цели, так и от неудачи — в чем и как подготовиться, как расписать свои действия, чтобы избежать провала. Чем выше степень риска, тем, наверное, правомернее последний подход.
Риски каждый выбирает по себе, это дело вкуса. По поводу рисков придумано множество штампов: «риск — благородное дело», «кто не рискует — тот не пьет шампанского». Все они подразумевают надежду на все ту же удачу. Но вера в удачу — это производное от психического и физического состояния человека. Она означает, что человек дееспособен, позитивен и энергичен, а значит, эффективен и способен победить. В этом смысле вера, а не удача, сопутствует успеху. Успешные люди часто выигрывают потому, что не боятся провала: они верят, что если случится форс-мажор и ничего не получится, то сумеют подняться. Только не надо при этом забывать, что у таких людей есть внутренние ресурсы, позволяющие справляться с самыми серьезными проблемами. Я бы не стал рекомендовать не бояться и рисковать тем, у кого нет таких ресурсов: можно нарваться, сломаться и не подняться уже никогда. Никакая вера в удачу тут не поможет.