Председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин не так давно высказал мнение, что в России слишком много миллиардеров (87) и что это, мол, «не соответствует уровню развития страны». Он также предложил вернуть прогрессивный подоходный налог: больше зарабатываешь — больше плати в казну.
Спешим известить Сергея Вадимовича: миллиардеров в России даже больше, чем он думал, — 110 человек; столько насчитала команда наших авторов, работавших над последней «Золотой сотней» (не все миллиардеры даже уместились в списке). «Соответствует» ли это число развитию экономики? Безусловно. Это свидетельство роста стоимости российского бизнеса — рынок оценивает российские компании все дороже и дороже, и в этом нет ничего плохого.
Плохо то, что, глядя на чужое богатство, представители государства продолжают эксплуатировать неправильно понятую идею социальной справедливости. И у них возникает желание брать с богатых больше налогов. Тут надо напомнить, что именно плоская шкала позволила собирать подоходный налог и вывести экономику из серой зоны. К тому же богатство измеряется не доходом, а размером имущества. Это достаточно новое для России явление, которое до сих пор еще не понято и не принято населением. Миллиард — это не куча купюр, это стоимость бизнеса. Тот, кто хочет эту стоимость снизить, фактически покушается на частную собственность.
Усилиями бизнесменов и прогрессивных комментаторов у нас все-таки распространяется идея правильной справедливости, которая заключается исключительно в создании равных возможностей. Неважно где — в бизнесе, в образовании, в политике. Человек, наделенный талантом, должен иметь шанс этот талант реализовать, разве не в этом заключается правда жизни? Разве не это верный способ борьбы с дискриминацией и в конечном счете с бедностью?
«В стране, которой правят хорошо, стыдятся бедности. В стране, которой правят плохо, стыдятся богатства», — говорил Конфуций. Российской бедности стоит стыдиться. Ведь это не имманентное свойство людей, а следствие нелепых социальных экспериментов, которые стерли понятие собственности (и уважения к ней), вытравили стремление к успеху и убили надежду на собственные силы.
Парадокс, но даже нынешнее большое количество миллиардеров — это следствие несовершенства системы частной собственности. Чтобы сохранить бизнес, предприниматель должен сколачивать большую структуру (так безопаснее) и держать в ней контрольный пакет (иначе он станет легкой добычей для любого агрессора). Отсюда высокая концентрация капитала и рост числа сверхбогатых. Подробнее об этом написал Сергей Гуриев в своей колонке на стр. 48. Подробности же о тех, чьи состояния вызывают так много споров, — на других страницах этого номера, который мы решили почти целиком посвятить богатейшим бизнесменам. В конце концов, это пятый, юбилейный, рейтинг «Золотая сотня».