Ритейлерам перестали доверять налоговики и банкиры
Розничные компании, торгующие бытовой техникой и электроникой, оказались между молотом и наковальней. На ритейлеров насели налоговики, а тут еще подорожали кредиты из-за глобального кризиса. Зажатые в финансовые тиски ритейлеры вынуждены менять бизнес-модель: теперь главное для них не экспансия, а прибыль. Территорий низких цен будет становиться все меньше.
В ЗАО «Связной», ранее отвечавшем в одноименной группе компаний за оптовые поставки телефонов и цифровой техники, введено временное управление. Фирму было решено банкротить после того, как налоговики предъявили ей претензии на 1,2 млрд рублей. «Больше некуда», — с грустью усмехается основатель сети «Связной» Максим Ноготков.
Крупнейшая сеть по продаже бытовой техники «Эльдорадо» уговаривает чиновников скостить счет — лидеру рынка предъявили к оплате налогов и штрафов на 8 млрд рублей. Основатель компании Игорь Яковлев в интервью «Коммерсанту» предположил, что придется продать часть бизнеса.
Это только начало. Налоговая служба пообещала контролировать розничные сети с удвоенным вниманием. И у нее есть для этого все основания. «Несмотря на рост импорта, повсеместный бум строительства гипермаркетов, крупных торговых центров, развитие сетевых магазинов, поступления налогов от торговли в 2007 году снизились», — сказано в мартовском докладе ФНС.
«Никто не радуется неприятностям у конкурента», — говорит Александр Онищук, президент ассоциации РАТЭК, объединяющей производителей и продавцов электробытовой и компьютерной техники». Радоваться действительно нечему. До 2005 года, когда таможенники объявили войну «серому» импорту, телевизоры, стиральные машины и сотовые телефоны попадали в страну полулегальными путями. Иностранный производитель заключал контракт на поставку партии товара с торговой сетью, а потом в третьей стране продавал предназначенную ей партию фирме-однодневке, выполняющей функции таможенного брокера. Уже в России товар официально приобретал настоящий адресат партии. Как раз с фирмами-поставщиками, которых теперь нигде не найти, связаны 90% налоговых претензий к «Эльдорадо».
На налогах и пошлинах экономили едва ли не все. Но налоговики не считают это оправданием. Их не волнует, что лидеры непродовольственной розницы были в первых рядах движения за «обеление импорта». С точки зрения закона, благие помыслы не повод прощать прежние грехи.
«Чтобы правила игры были четкими, а бизнес белым, нужна воля государства, — рассуждает председатель совета директоров компании «Белый Ветер ЦИФРОВОЙ» Юрий Дубовицкий. — До автомобильного рынка руки дошли раньше, до электроники — только сейчас». Хозяева «Белого Ветра», по словам Дубовицкого, еще в 1992 году решили, что будут заниматься только розницей, и даже дорогу к таможне не хотят знать. Результаты, правда, гораздо скромнее, чем у «Эльдорадо»: недавно «ЦИФРОВОЙ» открыл 65-й магазин, тогда как у компании Яковлева 1100 магазинов бытовой техники и 450 салонов связи.
До недавнего времени ритейлеры руководствовались нехитрой логикой: чем больше магазинов, тем лучше, покупатели найдутся. По данным РАТЭК, в прошлом году продажи бытовой техники и электроники в России выросли на 15%. Такими темпами рынок не растет ни в одной другой европейской стране. Все торопились застолбить место: «Евросеть» в 2007 году открыла 760 новых салонов (всего их 5145), «Эльдорадо» — сто магазинов.
Для экспансии нужны деньги. Открытие магазина площадью 2000 кв. м даже на арендованных площадях обходится, по данным «Ренессанс Капитала», в $2 млн. Еще $1,5–2 млн — минимальные вложения в товары. Поэтому торговые сети активно привлекают кредиты — как товарные от поставщиков, так и банковские. «Все нашпигованы долгами, — отмечает Дубовицкий. — Но, финансируя экспансию, продаешь инвесторам будущее. Любой сигнал о трудностях может быть критичен для развития». «Для сектора характерна высокая долговая нагрузка, отношение долга к EBITDA 4–6. — отмечает Сабина Мухамеджанова, аналитик Банка Москвы. — В теории коэффициент выше трех уже считается рискованным».
Когда стоимость финансирования выросла даже для заемщиков вроде «Газпрома», ритейлеры вынуждены перестраиваться на ходу. «Евросеть», долговая нагрузка на которую близка к 7 EBITDA, сворачивает работу в некоторых странах СНГ, «Эльдорадо» закрывает маленькие магазины, которые помогли ей когда-то завоевать первое место на рынке. Компания не раскрывает свои показатели прибыли, но, если она работает с той же рентабельностью, что и основные конкуренты, ее долговую нагрузку можно оценить минимум в 3,3 EBITDA.
«Многие ритейлеры «рисовали» свои планы под привлеченное финансирование, но сейчас взять новые долги под те же проценты проблематично», — говорит Наталья Загвоздина, ведущий аналитик «Ренессанс Капитала». «Некоторые банки стали смотреть на нас осторожнее», — признает Ноготков из «Связного».
Конкурентам остается только завидовать «М.Видео», которая в конце прошлого года успела выйти на биржу. Взяв деньги у инвесторов, компания погасила большую часть долгов, и у нее еще остались средства на открытие новых магазинов. После объявления о налоговых проблемах «Эльдорадо» акции «М.Видео» за два дня выросли почти на 7% — рынок верит, что компания потеснит конкурентов.