Российские банки растут и крепнут. Иностранцы платят за них большие деньги — три-четыре капитала. Еще лет десять назад картина была иной. Средний банк имел колонны и бронированные двери, он служил идеальным интерьером для телесериала про первоначальное накопление капитала. Люди, доверившие такому банку деньги, жестоко просчитались.
Сейчас во многих банковских отделениях нет не то что колонн, но даже и операций с деньгами: пара клерков за стойкой принимают документы, а желающих получить наличные отправляют к соседнему банкомату. Банковские услуги стали для населения рутинным делом — как услуги сотовых операторов или эксплуатирующей организации, которая следит за чистотой в подъезде.
Впрочем, не будем идеализировать: может, банки и выглядят лучше ДЕЗов, но до сотовых операторов им еще далеко. Что говорить, если крупнейший в России банк — Сбербанк — не позволяет клиентам свободно управлять счетом через интернет, не выпускает кредитных карт, а ипотечные кредиты выдает только при наличии двух поручителей? Это, безусловно, очень надежная стратегия для банка: риск получить взлом компьютерной сети или нарваться на кредитного мошенника сведен к минимуму. Но при нынешнем развитии технологий такой финансовый целибат выглядит архаично. Бывшему министру экономического развития и торговли Герману Грефу, возглавившему недавно «Сбер», нужно сломать запреты, чтобы развернуть банк лицом к потребителю. Новый глава банка считает свою задачу не такой уж сложной по сравнению с работой в правительстве (см. статью Елены Березанской и Николая Мазурина на стр. 94). Действительно, ни тебе политических интриг, ни ведомственных согласований. Но, возможно, он недооценивает масштаб проблем. И еще — если правительство только декларировало, что главным объектом его деятельности является население, то Сбербанк, аккумулировавший 51% всех частных вкладов, на деньги населения живет и должен отвечать перед населением напрямую.
Банковская система — это часть инфраструктуры, не менее важная, чем дороги или линии электропередач. Чем слабее развиты сети, тем более разобщена экономика. Банки принимают депозиты и выдают кредиты, но они почти всегда привязаны к точке на карте. Как быть человеку, живущему в Москве, но желающему приобрести квартиру, скажем, в Краснодаре? Московский банк ему кредит, скорее всего, не выдаст, а краснодарский назначит повышенную ставку — как иногороднему. Как быть человеку, желающему продать квартиру в Краснодаре и переехать в Москву? Количество и сложность операций, которые необходимо для этого совершить, испугают любого. Сотовые операторы федеральную разобщенность преодолели, введя повсеместный роуминг и единые тарифы. Не очень понятно, что мешает банкам. В конце концов, разница между мобильным счетом и банковским — только в размере.