Светлана Ле Галль добилась успеха, управляя фондами UFG. Теперь она запускает два собственных фонда
У бывшего главного управляющего UFG Asset Management Светланы Ле Галль есть новый бизнес, но нет офиса в Москве. Поэтому мы встречаемся у нее дома — Светлана с мужем и маленькой дочкой снимают просторную квартиру со старинным паркетом и камином недалеко от Кремля. Компания Aconit — новый бизнес Ле Галль — управляет капиталом, который пока тянет на стоимость пары таких квартир.
У Ле Галль — небольшой фонд «Красный квадрат» (Red Square, раньше он назывался UFG Russia Fund) объемом $10 млн — это деньги ее партнеров и давних клиентов — и она собирается запустить еще несколько фондов. В этом бизнесе Ле Галль уже добивалась успеха — фонд UFG Russia Select, которым Ле Галль управляла до своего ухода из UFG, по итогам 2006-го получил от специализированного издания Eurohedge награду как лучший на развивающихся рынках.
Светлана Воронова (такую фамилию она носила до замужества) родилась в Алма-Ате в 1970 году. В Казахстан ее семью занесло в 1930-е годы, когда бабушка оказалась в карагандинском лагере для политзаключенных. В 1988-м Светлана, будущая гражданка Франции, поступила в Алма-Атинский лингвистический университет. Работала консультантом в первых иностранных проектах, в том числе по разработке законодательства о ценных бумагах и созданию фондовой биржи в Казахстане. В одном из таких проектов она, кстати, познакомилась со своим будущим мужем Арно.
Она продолжила образование в парижской Сорбонне, потом в магистратуре высшей школы управления HEC, одной из лучших в Европе. Поступить туда было непросто, но Светлана очень хотела этого; помог один ее принцип, который она особенно подчеркивает в интервью Forbes: «Желание — основополагающее чувство… Нет слова «надо», есть слово «хочу».
Еще до окончания HEC в 1998-м она занималась торговлей восточноевропейскими облигациями в одном из старейших французских банков Caisse des Depots. После кризиса перешла на работу в инвестиционный офис швейцарского банка Clariden, где управляла одним из фондов. Затем год работала директором по развитию международного бизнеса УК «Ренессанс Капитал», а в 2005 году пришла в UFG.
«Мне дали полную свободу действий, и я принялась перекраивать портфели фондов», — вспоминает она начало работы в UFG. В мае 2006 года, когда рынок упал на 15%, UFG Russia Select благодаря защитной стратегии потерял лишь 4,33%. Всего в 2006 году фонд заработал 54,7% (индекс РТС вырос на 61%).
В чем секрет? Ле Галль говорит, что всегда использовала возможность лично пообщаться с руководителями компаний, чьи акции держала в портфеле. «Как человек говорит, что он думает, как себя ведет — все это очень важно для принятия решения», — считает Ле Галль. После таких встреч Светлана покупала акции «Уралкалия», «Северстали», «Новатэка».
Уход из UFG в середине прошлого года был весьма неожиданным. На рынке говорят, у Ле Галль был конфликт с управляющим партнером UFG Asset Management Флорианом Феннером. Упоминание ее имени сильно раздражает Феннера: «Ее уход — самое лучшее событие 2007 года». Впрочем, о причинах конфликта он не рассказывает. Ле Галль же говорит, что ей перестала быть интересна эта компания: «Я не танцую под чужую музыку, тем более когда музыканты играют фальшиво».
Объясняя структуру своей нынешней компании, Ле Галль чертит маркером три прямоугольника на большом листе. Любой бизнес можно разделить на три составляющих — основная деятельность, вспомогательные подразделения и продавцы, рассказывает она. Все вспомогательное отдано партнерам: юридическую поддержку и администрирование обеспечивает специализированная компания IFAG из Лихтенштейна — с ней Светлана работала еще в UFG; бэк-офис и трейдинг обеспечивает швейцарская Accuro.
Ле Галль же занимается только тем, чем она желает заниматься, — управлением. Фонд Red Square рассчитан на покупку лучших, с точки зрения Ле Галль, российских акций. У них высокий потенциал роста (по расчетам), в то же время Светлана считает их наиболее устойчивыми при краткосрочных падениях. В январе паи Red Square упали на 10%, тогда как индекс РТС провалился на 17%. Портфель фонда на 30% состоит из российских «голубых фишек» («Газпром», «Лукойл», МТС, «Норникель»), на 50% — из акций второго эшелона (например, «Уралкалий», «Полиметалл», «Распадская») и на 20% — из денег и производных инструментов.
На момент подготовки номера индекс РТС подрос до 2025 пунктов. Ле Галль говорит, что рынок ждет падение. «Коррекция не сопровождалась выходом с российского рынка крупных инвесторов. Фундаментально он привлекателен, но может сильно упасть на любых негативных данных», — считает она. И советует инвесторам подождать с покупкой акций до апреля.
Чтобы купить паи фонда Red Square, желающим нужно будет связаться с компанией IFAG, заполнить заявку и перевести деньги на счет в Лихтенштейне. Плата за управление — 2,5% от объема активов, плата за успех — 10% свыше 10% дохода. Минимальный объем инвестиций для частных клиентов — $100 000.
В планах Ле Галль на этот год еще два фонда. Одним из них будет фонд с переменным коэффициентом «бета» (оценивает чувствительность портфеля бумаг к индексу): когда рынок растет, портфель фонда должен расти вместе с ним, а когда рынок падает — сокращаться не так сильно. Похожую стратегию Ле Галль применяла в UFG Russia Select.
Второй фонд рассчитан на практически безрисковый, по словам Ле Галль, доход 12–14% годовых. Фонд будет инвестировать в российские и зарубежные облигации, инструменты денежного рынка, фьючерсы на валюту. Этими двумя фондами вместе с Ле Галль будут заниматься выходцы из UFG Тимур Саликов и Федор Бизиков.
Возможно, семейство фондов со временем еще разрастется. По крайней мере, Ле Галль этого очень хочет.