Десять лет назад венчурные инвесторы делали состояние в компьютерной отрасли. Сегодня «бизнес-ангелы» ставят на альтернативные источники энергии
Эту троицу с удовольствием взяли бы на работу куда угодно. Эйлин Ли была председателем своей группы в Гарвардской школе бизнеса. Трэ Вассало в 28 стала одним из основателей компании по беспроводной доставке электронной почты, которую Motorola приобрела за $550 млн. Самир Каул руководил расшифровкой генома растения арабидопсиса, затем построил три биомедицинские компании, и у него еще все впереди: сейчас ему 33 года.
Все трое — среди новых гвардейцев венчурного капитала. Десять лет назад венчурные капиталисты инвестировали в программное обеспечение и телекоммуникации. Два года назад — в интернет. Теперь на повестке дня «зеленые» технологии: возобновляемые виды топлива, электромобили, умные энергосистемы. В 2007 году венчурные инвесторы в США вложили в «зеленые» технологии $2,2 млрд.
Эйлин Ли и Трэ Вассало — партнеры компании Kleiner Perkins Caufield & Byers, которая вложила в «зеленые» технологии треть управляемого ею $1 млрд. Среди партнеров Kleiner — дюжина молодых инвесторов и Джон Дорр, возглавивший в этом году составленный Forbes список 100 лучших специалистов по сделкам в области высоких технологий. Остановить глобальное потепление, говорит Дорр, «лучший шанс заработать в XXI веке и одновременно моральный императив».
Самир Каул — правая рука Винода Хослы, обладателя состояния в $1,5 млрд, который ушел из Kleiner четыре года назад, чтобы самостоятельно инвестировать в «зеленые» проекты. Хосла вложил около $300 млн в 35 «зеленых» стартапов.
Некоторые инвесторы опоздали и теперь покупают акции заинтересовавших их компаний по безумным ценам. Например, компания First Solar (солнечная энергетика) сейчас торгуется с капитализацией в 40 раз выше выручки. Каул недоволен ажиотажем вокруг «зеленых» технологий. «Мы присматривались к 50 компаниям в области солнечной энергетики, — говорит он. — У всех безумная стоимость. Солнечная энергетика, биодизель и ветрогенераторы — уже пройденный этап. Мы не вкладываемся в подобные проекты».
Но привлекательность альтернативных источников энергии слишком велика. К 2030 году траты на удовлетворение мирового спроса на энергию превысят $15 трлн. Дорр учит новое поколение «ангелов» находить и выращивать компании, которые смогут принести инвестору миллиарды.
Трэ Вассало пришла в Kleiner в 2002 году. Ее отличает, говорит Дорр, «умение моделировать физику географических пластов или устройство автомобильного двигателя». Она провела несколько лет, общаясь с химиками и специалистами по геотермальной энергии. Вассало руководила инвестированием Kleiner ($10 млн) в Fisker Automotive, которая планирует к 2009 году выпустить спортивный автомобиль класса люкс стоимостью $80 000. У него будет гибридная силовая установка, и он сможет проезжать 80 км, не израсходовав ни капли бензина.
Под надзором Самира Каула у Khosla Ventures 35 стартапов с «зелеными» технологиями. В прошлом году он шесть месяцев курсировал между Кремниевой долиной и денверской свалкой, присматривая за компанией Range Fuels, которая сначала пыталась производить топливо из отходов свиноводства и прочих нечистот, а затем переключилась на древесную стружку и обрезки.
Хосла оплачивал работу над экологически чистым цементом, способами опреснения океанской воды без фильтров и строго законспирированным двигателем с КПД, очень близким к 100%. «Многие эксперименты настолько безумны, что я сразу понимаю: они провалятся», — говорит он.
А вот мнение Дорра: «Обучение венчурного капиталиста обходится дорого. Я оцениваю потери в $30 млн. Это как разбить один истребитель F-16. Но деньги теряешь один раз, а приумножить их можно многократно».