Что думают ученые о рецессии в США, гендерном налоге и «лучшей жизни»
Что волнует сейчас экономистов? Самый верный способ узнать — это съездить на конференцию Американской экономической ассоциации (АЭА), главный экономический научный форум мира. В этом году конференция состоялась в Новом Орлеане и была как никогда представительной — около 8000 участников, более 50 сессий, проходящих одновременно. Перечень одних только названий докладов занимал почти двести страниц.
Программа конференции показывает, что современная экономическая наука является и открытой к междисциплинарным исследованиям, и полезной для решения практических проблем. Престижнейшую лекцию имени Ричарда Эли, основавшего АЭА в 1885 году, читал Николас Стерн на тему изменения климата. Несколько докладов были посвящены потрясшему мир ипотечному кризису. Известные макроэкономисты Райнхарт и Рогофф доказывали, что нынешняя беда очень похожа на предыдущие 19 финансовых кризисов, вызванных проблемами банков в развитых странах после войны. Динамика целого ряда показателей (включая темпы роста ВВП, размер долга, уровень цен на недвижимость и акции) в последние годы очень напоминала предкризисную динамику в этих 19 случаях. Сейчас кризис виден невооруженным глазом, но авторы доклада предсказывали его уже давно. И теперь на основании анализа предыдущих кризисов сделали прогноз: темп роста американского ВВП снизится на два процентных пункта и вернется к долгосрочному тренду лишь через два года.
Гарвардский профессор Альберто Алесина рассказал на конференции о своих недавних исследованиях в области экономики семьи. Разные общества по-разному относятся к экономической роли женщины, в большей или меньшей степени одобряя ее освобождение от домашней работы и выход на рынок труда. Это приводит к различиям в размере семей, и в результате возникает замкнутый круг. Чем больше семья, тем больше времени женщине приходится проводить дома. Тем сильнее рынок труда ориентируется на эту модель поведения, что, в свою очередь, создает социальную норму женщины-домохозяйки. Поэтому понять, где причина и где следствие, очень трудно. Чтобы решить проблему курицы и яйца, Алесина рассмотрел различия в поведении американцев — иммигрантов второго поколения в зависимости от происхождения их предков. Оказалось, что семейные ценности родителей играют ключевую роль и новые американцы из стран с большими семьями скорее создают большую семью с неработающими матерями.
Другое направление исследований Алесины — так называемый гендерный налог. В соответствии с теорией налогообложения, государству и обществу выгодно устанавливать более высокие ставки для менее мобильных факторов производства — так можно и собрать больше налогов, и уменьшить их искажающие последствия. Так как женщины более мобильны (в выборе между работой и домом), то ставки подоходного налога для женщин должны быть ниже, чем для мужчин. Это предложение озвучивается Алесиной не впервые и уже привело к дискуссии с несвойственным для ученых уровнем эмоциональности. Например, в декабре вышла работа известного французского экономиста Жиля Сен-Поля, который считает гендерные налоги несправедливыми и потенциально опасными для семейных ценностей. Впрочем, отмечает он, если уж обсуждать гендерные налоги, почему бы не обсудить и расовые, и другие налоги, основанные на врожденных признаках?!
Несколько сессий на конференции прошли под общим названием «Экономика для лучшей жизни» и были призваны объяснить, зачем экономическая наука нужна обществу — как самим ученым, так и многочисленным журналистам, чиновникам и бизнесменам, посетившим конференцию. Речь шла исключительно о практических вопросах, в решение которых внесли вклад ученые-экономисты. Это и правильное измерение инфляции, и организация торговли квотами на загрязнение, и пенсионная реформа, и антимонопольная политика, и переход от призывной армии к контрактной, и торговая политика, и денежная политика, и дерегулирование авиаперевозок, и аукционы по распределению лицензий на сотовую связь.
Каждый раз докладчики подробно рассказывали о том, каким образом экономические идеи, теории и расчеты приводили к существенному росту благосостояния общества. Как и следовало ожидать, в подавляющем большинстве случаев речь шла о благосостоянии именно американцев — ведь именно в США экономисты играют важную роль в разработке и оценке экономической политики, именно в США расположены ведущие экономические университеты и исследовательские центры. В большинстве других стран экономическая наука по-прежнему играет гораздо меньшую роль. Россия здесь не исключение. За последние 15 лет в мире заявили о себе десятки первоклассных экономистов из России, но большинство из них предпочли жить и работать в Америке. Наши специалисты, работающие у себя на родине (все из Российской экономической школы), представили в Новом Орлеане лишь семь докладов. Тем не менее это гораздо больше, чем несколько лет назад. Вполне возможно, что в ближайшие годы современные экономические исследования принесут вполне ощутимые плоды и россиянам — ведь большинство вопросов, обсуждавшихся в Новом Орлеане, крайне актуально и для нас.